СКАНДАЛЫ.РУ   

  

10.10.03. Громов воюет за подмосковные наукограды...

                   Аудиторы анализируют «сводки с фронтов»      

                   и подсчитывают потери.

 

      О коррумпированности «новорусской» бюрократии не писал только ленивый. Тем не менее некоторым высокопоставленным бюрократам и известным политикам каким-то образом удается ускользать от пристального внимания журналистов к не самым привлекательным сторонам их бурной деятельности. Более того, в СМИ они получают статус неприкосновенных, а то и вовсе радетелей народных интересов. Любопытно, что даже известный «чистильщик», исследователь ГЕНЕРАЛОгической ветви российской коррупции А.Хинштейн для нашего героя почему-то сделал исключение и не стал копаться в его новейшей биографии, ограничившись лишь слухами и предположениями о связях генерала с наркомафией. На наш взгляд, это несправедливо, поэтому постараемся восполнить указанный пробел.

      История, о которой пойдет речь, на наш взгляд, вполне могла бы лечь в основу модного нынче криминального сериала. Может кто-то и возьмется за постановку телеверсии, когда ознакомится с сюжетной линией нашего художественно-документального произведения. Тем более основано оно на материалах Счетной палаты РФ, которая, как известно, по пустякам не суетится и на мелкие интриги не разменивается. Будем надеяться, что знакомство с нашей сценарной идеей не покажется таким скучным и утомительным занятием, каким обычно бывает чтение официальных бюрократических отчетов.

      Итак, после краткого анонса представляем главных героев нашего «сериала»:

Борис Всеволодович Громов - губернатор Московской области, генерал-полковник,

Анатолий Васильевич Долголаптев - депутат Московской областной Думы, президент Союза наукоградов России,

Валерий Эдуардович Прох – глава города Дубна, вице-президент Союза развития наукоградов. Первый определился на роль командарма, в оперативном подчинении которого оказалась целая армия ученых и оборонщиков Подмосковья. Второй – принял на себя ответственность за политработу и идеологическую подготовку наступательных пиар-операций (политтехнолог). Третий – хозяйственное обеспечение «инновационных процессов» (зам по тылу). Остальные герои будут представлены по ходу вступления в действие.

     Ну, за науку!

     За что поднимает первый тост генерал Громов – знают все. За науку! За нее и воюет на бюрократических фронтах. За нашу российскую науку, обделенную вниманием государства, за нищих ученых, вынужденных уезжать за границу, за военно-промышленный комплекс, не обеспеченный госзаказами, и за многое другое, без чего нельзя обеспечить национальную безопасность России.  Кто же обидчик целой армии ученых и оборонщиков, командование которой в Московском регионе принял на себя генерал Громов? Главный враг - государство. Не понимает оно, что на экспорте сырья мы долго не проживем. Нужна государственная поддержка развитию науки и высоких технологий. Дайте наукоградам налоговый рай, и они вырвут страну из грязных  рук сырьевых олигархов!

     Подумать только! В наше «шкурное» время, когда все думают лишь о себе, а власть имущих беспокоит только судьба олигархов, находятся люди, проявляющие заботу о стратегических интересах страны, не жалеющие сил и энергии на многочисленные интервью и публикации в местных и центральных СМИ, многолетние хождения по министерским и депутатским кабинетам. Штурмовали даже Кремль. Действовали и мытьем и катанием. Для дела могли пустить и слезу. Представляете, входит в кабинет бравый генерал, герой Афганистана, и просит: «Подайте бедным физикам Дубны на инновации! Не пожалейте денег на  диверсификацию! Иначе Россия-матушка так и останется сырьевым придатком мирового глобализма»…. Мы не уверены, что Борис Всеволодович с этих слов начинал свои визиты в высокие кабинеты. Скорее всего, такими аргументами пользовался Анатолий Долголаптев – судя по регулярным брифингам для местных журналистов, его полит-инновационному красноречию нет границ. А генерал Громов, учитывая его боевые заслуги, мог позволить себе и не распинаться перед федеральными чиновниками, а по простому, по военному скомандовать: «Упал - отжался!», а чиновники сами сообразят, «что те надо». Одно знаем точно, что даже «железный» Путин чуть не расплакался от душераздирающих рассказов громовцев о бедственном положении подмосковной науки и оборонки и, наконец, дал заветный статус наукограда подмосковному первенцу – г.Дубне. А дальше крутитесь, ребята: штурмуйте  Минфин, берите в бюджете дотации, субвенции, субсидии – в общем, все, что положено по закону о статусе наукограда для поворота страны на инновационный путь развития, а результаты ждем-с.

     Нетерпеливый, избалованный блок-бастерами читатель может усомниться, а в чем интрига и криминал? Ну, дали очередную бюджетную подачку ученым, ну, получили они очередной «остров стабильности» на своем ускорителе, «выправили дефект», а дальше что? Наука осталась в загоне, бедные богаче не стали… Все это так. Те 100 - 200 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов, на которые могли рассчитывать ученые и новаторы Дубны, погоды не делали. Предприятия и научные организации города и так в основном кормятся за счет госзаказов или прямого бюджетного финансирования, составившего по данным Счетной палаты РФ в 2002г. 1,7 млрд.руб. Только бюджет одного института ядерных исследований приближается к миллиарду. Что может изменить дополнительная господдержка в размере 5%-10%? О каком революционном повороте на инновационный путь развития можно говорить?... Тогда зачем весь этот сыр-бор?... Вот тут-то и кроется основная интрига.

      Действительно, ни особый статус, ни последовавшие за ним преференции, не сделали бедных ученых богаче. Зато, вовсе не бедные герои нашей эпопеи, как мы подозреваем, стали еще богаче. Разве неинтересно полюбопытствовать, как становятся олигархами сами борцы с олигархами, удачно совмещая «семейный» бизнес с заботами о стратегических интересах России? Великий комбинатор товарищ Бендер знал сто способов сравнительно законного отъема чужих денег. А наши стратеги, возможно, изобрели 101-й или даже целую таблицу элементов «национальной инновационной системы» отъема денег у государства. Может в таких «новациях» и заложена национальная идея, которую замучились искать кремлевские политтехнологи?

х х х х

     В своем кратком изложении многосерийной ленты, чтобы не утомлять читателя описанием  событий, предшествующих основной интриге, мы пропустим десяток серий (сознаюсь, не бес сожаления). Ограничимся лишь перечислением их названий, в основу которых положены газетные заголовки некоторых публикаций в местной прессе, отражающих, на наш взгляд, основные этапы «великой битвы» за наукоград России:

«Дорога длиною в десять лет». «Государство в роли вахтера». «Чиновники из подмосковного правительства сознательно тормозят наукоградский процесс». «Без участия ОИЯИ наукоград  не состоится». «Депутаты спрашивают администрацию». «Мы пойдем своим путем». «Губернатор бьется за наукограды». «Шаг из зазеркалья. Чиновники вынуждены отступить». «Просто о сложном: наукоград, бюджет, инвестиции, коррупция, выборы…». «Как мэр академиков убедил». «В Кремле услышали позицию Дубны». «У вас хорошо получается»,- сказал Президент».

      Статус взят! А город подумал – героя дают.  

     Прежде, чем подписать вожделенный указ, Президент позвонил мэру Дубны и спросил: «Что даст статус городу?». «Прослушка самого Путина – это круто!», - воскликнет начитавшийся Хинштейна читатель. Увы, вынуждены разочаровать любителей подобной экзотики. Президента мы не прослушивали. А если честно, то и звонил мэру не он, а по его поручению звонили из его администрации. Об этом поведал сам Валерий Эдуардович журналисту одной из дубненских газет. Так что дальше цитирую самого мэра: «А мы так и ответили, что статус даст многое и в первую очередь не городу, а России. Позволит сохранить мировое лидерство в области ядерной физики по синтезу элементов Периодической системы Менделеева, сохранить лидерство и внедрить новые разработки в области производства летательной техники, крылатых ракет, в области ядерно-детекторной техники, композиционных материалов и т.д. Вот что даст статус!...Благодаря разработанной программе и целенаправленным усилиям по ее реализации мы уже сегодня подошли к тому, что город как территория может существовать без дотаций из вышестоящих бюджетов».

      Подумать только, сколько времени потеряла Россия из-за бюрократической волокиты чиновников, тормозивших присвоение статуса наукограда Дубне! Сколько за эти десять лет умов утекло на запад! Чуть лидерство в ракетах не потеряли. Но вот наступил час победы генерала Громова и его команды – город-герой.., извиняюсь, наукоград России засветился на карте области. Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что один из главных идеологов и лоббистов наукоградской идеи Анатолий Долголаптев, имя которого не сходит со страниц местной прессы, как раз в декабре 2001г. избирался на второй срок в Московскую областную Думу. А посему «статус» нужно было получить в  канун выборов  как главное свидетельство  его плодотворной деятельности в областной Думе.

      Непосвященный читатель может удивиться, дескать, «статус» – это еще не деньги, о какой победе можно рапортовать? Э, н-нет. Забыли вы партийно-советское прошлое, из которого вышли наши герои. В СМИ Указ Президента о присвоении г.Дубне вожделенного статуса  был преподнесен почти с таким же пафосом, как в советское время присваивалось звание Города-героя. Только в тот период героями считались жители и защитники города, а в наше время – чиновники, добившиеся подписи Президента РФ и новых льгот и привилегий. Как видите, старый советский пиар еще рано сдавать в архив. Хотя на самом деле, чтобы получить статус наукограда, муниципальному образованию надо  всего лишь удовлетворять некоторым формальным критериям, придуманным самими чиновниками (установленный чиновниками минимальный процент наукоемкой продукции, структурный состав научно-производственного комплекса и т.п.). В случае острой необходимости, в указанные критерии можно вписаться с помощью обыкновенной мазилки, не отходя от кабинета, в котором предстоит получить согласование и одобрение (так и делали, о чем по простоте души поведала одна из городских газет, рассказывая о перипетиях борьбы за статус наукограда в кабинетах московских чиновников).

     Тем временем губернатор Громов вошел в боевой азарт и не остановился на первой сходу взятой высоте. Особый статус, по его мнению, необходим не только Дубне, но и всему региону.   В нем он намерен создать «свободную экономическую зону в области научно-технической деятельности, а также специальную зону оффшорного программирования, в которой разработка программного продукта будет освобождаться от налогообложения». Все это он популярно изложил на заседании президентского совета по науке и высоким технологиям, состоявшегося  в январе 2003г. Другими словами, губернатор, хотя и не устает заявлять о равенстве всех перед законом, тем не менее, обосновано считает, что подопечная ему область равнее других. И у него, как мы видим, для этого имеется необходимый административный ресурс, говоря проще – доступ к телу гаранта Конституции.

     Скажите точно, сколько надо вешать…     

     Наступает время главной интриги. Указ о присвоении г.Дубне статуса наукограда РФ подписан президентом 20 декабря 2001г. Согласно Указу, а также федеральному закону «О статусе наукограда РФ» и Бюджетному Кодексу РФ правительство Московской области совместно с администрацией г.Дубны должны были разработать федеральную целевую программу развития наукограда и получить под нее финансирование из федерального, областного и местного бюджетов. Но как выяснилось, за хождениями по министерским кабинетам, брифингами для журналистов и другими важными хлопотами наши герои об этой формальности как-то не подумали. А в той программе развития г.Дубны как наукограда  на 2002-2006г.г., которую они десять лет разрабатывали и согласовывали, потратив уйму денег, не оказалось даже расчетов и обоснований, на что и сколько надо денег, чтобы сохранить «лидерство в ракетах» и достичь новых высот и глубин в ядерных делах.                                      

     Получился форменный конфуз. Что же делать? Обращаются «наукоградские мечтатели» к областным руководителям и предлагают повесить чиновникам Минфина на известные части тела известные всем макаронные изделия, а бюрократы-крючкотворы говорят: «Скажите точно, сколько надо вешать в граммах». Ну и это еще не все. Как оказалось, в федеральном бюджете на 2002г. средства на поддержку развития наукоградов указаны отдельной строкой, в которой Дубна даже не значится (на указанные деньги могли претендовать еще два наукограда России: Обнинск и подмосковный Королев). Короче, как ни крути, а от решения классической формулы «утром – стулья, вечером деньги» не отвертеться. Область в Минфин – федеральную целевую программу с расчетами и обоснованиями, Минфин в область – бюджетные деньги. Напомним, даже великий комбинатор вынужден был согласиться на подобные условия.

     Дальнейший ход событий еще раз подтвердил, что нет таких крепостей, которые не может взять генерал Громов (и нет такой «лапши», которую не могут «вешать» его подчиненные). Хроника «побед» и «взятых бастионов», а также понесенных при этом потерь достаточно подробно описана в отчете аудиторов Счетной палаты РФ, проверивших результаты реализации наукоградской программы в г.Дубне за 2002г. В ходе грамотно проведенной «зачистки» министерских и депутатских кабинетов, денежный поток из федерального и областного бюджетов буквально обрушился на первый подмосковный наукоград – успевай только осваивать. Это произошло практически при полном отсутствии нормативной правовой базы (включая саму федеральную целевую программу), технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации по большинству финансируемых проектов. Содержащиеся в наукоградской программе мероприятия и проекты (цитирую отчет СП) «не были согласованы с наблюдательным советом Программы, не прошли экспертизу и не имели соответствующего заключения научно-технического совета города». Любопытно, что даже Совет депутатов города не ведал, как собирается администрация развивать наукоград и на какие нужды тратятся федеральные субвенции и  средства городского бюджета (план «операции» был тщательно засекречен). Основные документы по программе развития наукограда «Дубна» были утверждены государственным заказчиком в лице правительства Московской области лишь в конце 2002г., когда большая часть федеральных и областных субвенций, выделенных в 2002г., была уже «освоена», а «трофеи» поделены.

     Нельзя сказать, что все прошло гладко и без интриг со стороны федеральных чиновников. В самый разгар «освоения» финансовых потоков 30.07.03г. Минфин вдруг обращается в бюджетный комитет Госдумы с письмом, в котором указывается на неподготовленность администрации города Дубна к своевременному использованию поступающих из федерального бюджета средств. Похоже, переусердствовал Борис Всеволодович: авангард берет бастион за бастионом (миллион за миллионом), а тылы отстали. Но к этой интриге мы еще вернемся. А пока попробуем разгадать, как удалось губернатору сломать все бюрократические барьеры, обойти все кодексы и строгие инструкции Минфина и без лишних формальностей (почти  как по системе Чубайса) распределить наукоградские финансовые потоки? (помните рассказ Коржакова, как Чубайс деньги делил на избирательную кампанию Ельцина: взял пачку от сигарет и расписал - два миллиона сюда, три – туда…).

      Не в деньгах счастье. А их все шлют и шлют…     

      Для начала немного статистики. Из отчета СП следует, что на развитие г.Дубны как наукограда в 2002г. получено из федерального бюджета – 97,8 млн.руб., областного – 18,6 млн.руб. и потрачено из местного бюджета – 5,7 млн.руб., всего - 122 млн.руб. бюджетных средств и ни копейки из внебюджетных источников, хотя в программе последний (внебюджетный) показатель был одним из главных.  По данным администрации города, которые она направила в центр и растиражировала в СМИ: на развитие наукограда затрачено более 200 млн.руб. из бюджетов всех уровней и 2 млрд.руб.(?!) - из внебюджетных источников.

Вот это размах! Такая рекордная цифра естественно не могла не попасть во «фронтовые сводки» Подмосковного информбюро. Хотя  «высосать из пальца» или «взять с потолка»  2 миллиарда целковых – это круто даже по меркам черных пиар-беспредельщиков.  Но, тем более, как видим, чиновникам было, что складывать и делить.

      Попутно отметим: солидная приписка к областной победной статистике не осталась незамеченной в высоких кабинетах - мэр Дубны получил главную премию губернатора по итогам 2003г. в номинации «За достижения в экономике». Хороший подарок к предвыборной кампании главы города! Награда важна вдвойне, поскольку на тактических направлениях Валерий Эдуардович потерпел временное поражение. Помните, рапортовал президенту Путину В.В. о том, что «город как территория уже подошел к тому, что может существовать без дотаций». Увы, «подошел», а потом неожиданно «отошел», причем гораздо дальше от ранее занятых рубежей. На сегодняшний день наукоград не только сохранил статус дотационного, но и достиг рекордного для Дубны дефицита бюджета, перевалившего за 155 млн.руб. И это несмотря на инъекции из бюджетов всех уровней. Но не беда. Главное, что эти временные неудачи не нарушили стратегических планов генерала Громова.    

     Чтобы разгадать секреты тактики и стратегии громовского штаба, попробуем рассуждать логически. Для начала зададимся вопросом: что делает чиновник, имеющий право подписи на финансовых документах, когда к нему обращается проситель (ну хоть генерал, пусть даже генерал-губернатор) с просьбой поставить свою подпись под важным для просителя документом? Те читатели, которые хотя бы раз проходили подобную процедуру, не дадут соврать: чиновник если не скажет, то подумает точно: «А что я буду с этого иметь?». Но если при этом документ еще и противоречит кодексу, то тут уже однозначно «сидящего на крантике» нужно включать в долю. Иначе, какой резон ему рисковать «хлебным» местом.

     Если принять за основу наши логические размышления, то становится совершенно простой и понятной вся схема беспрепятственного получения и распределения наукоградских субвенций. И уже не имеет большого значения, что она не вписывается ни в одну установленную Бюджетным Кодексом процедуру. А конфуз с письмом Минфина о неподготовленности администрации города к приему денег тоже можно объяснить логически. Распределили деньги по всем заранее подготовленным «откатным» фирмам-посредникам… а субвенции из центра все шлют и шлют. Да еще Московская железная дорога не вовремя подсуетилась и встала на налоговый учет в Дубне (налоги, собранные со всех доходов МПС в центре России, потекли в наукоград в надежде на «налоговый рай»). Это еще 300 миллионов. Как можно втихую без «шума и пыли» «развести» такие суммы? Вот если бы подключить «оффшорных программистов»... Но кто ж знал, что так с прикупом повезет?! Судя по всему, как в «тыловых службах», так и в «ставке верховного» никто и в мыслях не мог предположить, на какие маневры окажутся способны наши герои, получившие эксклюзивное право «поворачивать страну на инновационный путь развития». Математических академий не кончали, зато стратегией и тактикой лавирования в коридорах власти овладели в совершенстве.

      30 процентов – Рац… 60 процентов! – Рац…продано!

      Кое-кто из продвинутых в бюджетных делах читателей может усомниться в схеме «оприходывания» бюджетных средств по статьям, «расписанным на пачке сигарет». Мол, правдами или неправдами взяли из бюджета 120 млн.руб., пусть даже 200, а дальше что? Их же еще обналичить надо. Правильно, а для этого нормативно-правовая база и всякие там инструкции и целевые программы как раз и не нужны. А нужны фирмы, которым можно доверить исполнение наукоградских заказов и при этом быть уверенным, что  30% наличными вернутся в ваш «страховой фонд», назовем его более понятным словом - «общаг». На роль собирателя «общага» как нельзя лучше подошел бывший вице-мэр г.Дубны Александр Алексеевич Рац - опытный «тыловик» и хозяйственник. Будучи проректором университета «Дубна» по финансово-хозяйственным вопросам, бывший вице-мэр создал на площадях университета целую сеть «семейных» коммерческих структур, одни названия которых говорят о многом. Например, об их исключительных возможностях по эффективному обеспечению операций по «обналичиванию» и «оприходыванию» бюджетных средств. ООО «Центр проектного финансирования», ЗАО «Технологический парк «Дубна», ООО «Инвестиционный департамент» и еще пара-тройка фирм с менее звучными названиями уже давно и успешно занимаются «окучиванием» местного бюджета. Почему бы не заняться и федеральными ресурсами. Поскольку мы не можем с достоверностью утверждать, что именно г-н Рац является держателем и собирателем наукоградского «общага» (сей факт не задокументирован в отчете), то опять же будем рассуждать логически, основываясь на тех же материалах Счетной палаты.

      Кому доверено исполнение обязанностей директора МУП «Дирекция программы развития наукограда «Дубна»? Г-ну Рацу. Следовательно, он управляет всеми «бюджетными реками» наукограда, поворачивая их в нужном направлении. Какие фирмы получили наибольшую сумму заказов в рамках программы? Те самые, которые созданы не без участия г–на Раца. Но поскольку денежный поток из центра превысил пропускную способность «семейных» обществ с ограниченной ответственностью, то пришлось подключать и другие структуры, но уже на конкурсной основе. А теперь угадайте, кто выиграл эти конкурсы? Для примера привожу один из эпизодов, приведенных в отчете аудиторов СП.          

     Администрация решила закупить маневровый тепловоз для муниципальной железной дороги. От участников конкурса поступили предложения по цене закупки тепловоза: 2,25 млн.руб., 2,4 млн.руб., 3,9 млн.руб. Кто победил? 2,25 миллиона? Не угадали. ООО «Полимер-сервис», предложившее наибольшую цену 3,9 млн.руб. Несложный расчет показывает, что только от этого наукоградского мероприятия «откат» составит как минимум 1,5 млн.руб. А таких конкурсов в 2002г. было проведено 19, точнее по 19 мероприятиям (проектам) из 38 сметной стоимостью 202,9 млн.руб. С остальными проектами на общую сумму 663,8млн.руб. распорядились без лукавого (т.е. без конкурса). Исходя из общей суммы заказов, распределенных только в 2002г. – 866,7 млн.руб.  -  можно прикинуть цену вопроса, помножив указанную сумму на определенный эмпирическим путем процент «отката», составивший в  приведенном выше примере 30%. Получим около 260 млн.руб. или 8,3 млн. у.е. Неплохие трофеи ожидают бойцов наукоградского фронта! Хотя по большому счету об истинной цене победы, боюсь, «штатские» чиновники, состоящие в доле, даже не подозревают. Чтобы в этом убедиться, достаточно проанализировать один-два строительных подряда, выполненных в рамках наукоградской программы.

      Возьмем, к примеру, возведение нового ж/д вокзала «Дубна» пл. 600 кв.м, на который было затрачено из городского бюджета (с небольшой добавкой от МПС) более 60 млн.руб. По оценке экспертов, в случае проведения даже формального конкурса цена подряда могла упасть до 20 млн.руб., т.е. в 3 раза. В данном случае вероятный «откат» от наукоградского мероприятия зашкаливает уже за 60%. На очереди ввод второго ж/д вокзала – еще более солидного детища «инновационной экономики города» стоимостью под 100 млн.руб. Бывший закрытый бериевский «ящик» исторически не имеет транзитной железной дороги, а потому ему мало знакома романтика вокзальной жизни. Теперь местные власти устранили этот пробел и сами в накладе не остались.          

      Здесь вам не Силиконовая долина, здесь климат иной...       

      В рамках программы развития наукограда полным ходом идет строительство речного грузового порта, причем не на р.Волге, а на ее притоке -  реке Дубна, на просторах которой уже давно наблюдается интенсивное движение байдарок и других «крупнотоннажных» судов класса «озеро-пруд». Поначалу только на проект порта было отпущено 3 млн.руб., но потом, когда граждане запротестовали против покушения на их излюбленную зону отдыха, сумма сократилась в 10 раз. Тем не менее, порт будет и танкеры по реке пойдут – в этом Александр Рац убежден (все уже посчитано: проценты зашкаливают!). А ученые, требующие для творческого вдохновения тишины и уюта, все равно уедут на Запад. Как говорится, скатертью дорога. В «инновационном инкубаторе», который строится на площадях закрытого НИИ, вырастут новые «доценты с кандидатами».

      Кстати об ученых: по законам жанра «массовка» должна знать свое место, указанное ей режиссером («картошку любите, когда с сольцой ее намять»). Чтобы они долго не размышляли о планах на свое  будущее, им в ближайшее время будет объявлено о выходе на проектную мощность завода строительной химии и других химических производств, размещенных в двух километрах от исторического центра города, в котором проживает  научная элита международного центра. Затем через этот самый центр пойдут составы, груженные песком, цементом, химсырьем и другими «полезными» для городского ландшафта грузами. По словам главы города, эти «точки роста» крайне необходимы для развития г.Дубны как наукограда. Однако, по мнению независимых экспертов, мэр несколько лукавит. Скорее всего, он заботится о развитии собственного «семейного» бизнеса, в сфере которого оказалось ООО «Заводы «Атлас-Русь» и другие структуры, развернувшие в Дубне непрофильные производства. От перспектив «химического» бизнеса голова у градоначальника, похоже, так закружилась, что он на радостях подарил инвесторам все площади бывшего завода ЖБ и ДК, находившиеся в муниципальной собственности, и даже коммуникации к новым цехам взялся реконструировать и расширять за счет городской казны («благотворительной» деятельности г-на Проха В.Э. по распоряжению муниципальным имуществом и городскими землями посвящен целый многотомник – в данный момент «сигнальный» экземпляр многолетнего труда коллектива ученых и специалистов ядерного центра находится на «экспертизе» в Московской областной прокуратуре). Теперь можно смело рапортовать, что в наукограде создан благоприятный инвестиционный климат. А об экологическом климате в программе развития наукограда ничего не сказано (ну разве что вскользь упомянуто). А на нет и суда нет...      

 

 

 

 

 

(Продолжение следует. Среди главных героев сериала могут появиться «оборотни» в погонах и в мантиях, люди из окружения президента, главный счетчик страны, региональные и федеральные министры, депутаты Госдумы, партийные боссы и другие популярные нынче телегерои, так или иначе приложившие руку к созданию «национальной инновационной системы» отъема денег у государства. К тому же, многие эпизоды, описанные аудиторами Счетной палаты, пока остались за кадром, да и сама наукоградская программа рассчитана на период до 2006 г. – сколько еще интриг и криминальных сюжетов предстоит распутать автору вместе с читателями!).

 

25 сентября 2003г.                                                                                                  Денис Орлов.   



Сайт управляется системой uCoz