Закон о создании ОЭЗ открыл шлюзы для коррупции?

      Открытое обращение общественности г.Дубны Московской области

      к министру экономического  развития г-ну Грефу Г.О.

 

      Уважаемый Герман Оскарович!

      В начале осени прошлого года Вы публично на всю страну заявили о том, что главным препятствием для привлечения иностранных инвестиций в экономику нашей страны является высокий уровень коррупции. Причем такой вывод, по Вашим словам, сделали сами иностранные инвесторы в ходе проведенного опроса.  Учитывая Ваш статус чиновника федерального уровня, полагаем, Вам не надо объяснять, что коррупция в нашем обществе не ограничивается банальной взяткой инспектору ГИБДД или врачу и что самым опасным ее проявлением является должностная коррупция в высших эшелонах власти. Какие же меры принимает Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), чтобы преодолеть этот недуг нашей экономики? Не спорим, какие-то действия предпринимаются: уменьшаются административные барьеры, ограничивается вмешательство государства в экономику и т.д. Эти шаги не назовешь радикальными, но они, безусловно, необходимы.

      Удивительно другое: на фоне участившихся публичных заявлений о необходимости преодоления коррупции МЭРТ реализует национальный проект создания особых экономических зон, который, по нашему мнению, не только не защищает страну от коррупции, но наоборот провоцирует коррупционное поведение всей вертикали власти. В течение трех месяцев второй половины 2005г. был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах», проведен конкурс на право создания промышленных и технико-внедренческих зон и вышло постановление правительства, утвердившее пять ОЭЗ. В числе победителей конкурса оказался и наш город Дубна, получивший право на создание ОЭЗ технико-внедренческого типа.

      Независимые эксперты г.Дубны внимательно изучили правовые акты правительства РФ по созданию ОЭЗ, конкурсную документацию и пришли к выводам, которые существенно расходятся с Вашей официальной позицией. Суть закона об особых экономических зонах сводится к тому, что чиновникам предоставляется, по сути, неограниченное право распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами, предназначенными на создание территорий с особым налоговым и таможенным режимом. Чиновники определяют, какие суммы бюджетных средств необходимы для создания инфраструктуры ОЭЗ, кто из заявителей может стать резидентом особой зоны, условия его деятельности, размеры арендных ставок и мн.другое. Серьезных барьеров, препятствующих удовлетворению корыстных интересов бюрократов, «смотрящих» за зоной,  мы в тексте закона не обнаружили. В технико-внедренческой зоне, например, даже не установлен минимальный размер инвестиций для резидентов, что создает благоприятные условия для внедрения в ОЭЗ подставных фирм, созданных самими чиновниками, и утечки бюджетных средств.

      Хотелось бы верить, что Вам для управления ОЭЗ удастся подобрать  честных и неподкупных людей, но, извините, не получается. Дело в том, что уже первые шаги по реализации закона об ОЭЗ, мягко выражаясь, не укладываются ни в какую здравую логику (если конечно закрыть глаза на  коррупционные интересы чиновников). Например, зачем понадобилась беспрецедентная спешка, с которой были проведены конкурсы по отбору заявок на создание ОЭЗ? Закон об ОЭЗ был подписан президентом РФ 22 июля 2005г. и согласно ст.41 закона вступил в силу через месяц после опубликования, т.е ориентировачно 1 сентября. Положение о конкурсе, правила его проведения и конкурсная документация были утверждены в середине сентября. В течение с 18 сентября по 2 ноября претенденты должны были представить в конкурсную комиссию документацию, включающую технико-экономическое обоснование, землеустроительные документы, планы территориального развития, бюджетные обязательства, статистическую информацию о социально-экономическом положении, данные, характеризующие инновационный потенциал претендента, перечень предполагаемых резидентов ОЭЗ с описанием их деятельности и мн.другое. И весь этот огромный массив информации менее чем за месяц обработала некая экспертная группа (состав которой не был обнародован) и дала рейтинговую оценку представленным проектам. Если учесть количество поданных заявок, то в среднем на одного претендента экспертами было затрачено не более одного рабочего дня.

       Чем же так приглянулся Вам проект создания технико-внедренческой зоны, представленный администрацией г.Дубны? Увы, для нас, дубненцев, это обстоятельство до сих пор остается загадкой. Несмотря на многочисленные Ваши брифинги для журналистов и интервью руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (ФАУОЭЗ) Жданова Ю.Н., мы так и не поняли, чем вообще будут заниматься резиденты нашей зоны. Другая загадка: откуда взялись столь огромные по масштабам нашего города суммы, которые правительство намерено вкладывать в инфраструктуру ОЭЗ? 2,5 млрд. руб. планируется затратить из бюджетов всех уровней, из них 500 млн.руб. должен выделить местный бюджет. Возможно, для федерального и регионального бюджетов 2 млрд руб. - это относительно небольшая сумма, но для нашего городского бюджета, суммарные доходы которого, включая дотации и субвенции из вышестоящих бюджетов, не дотягивают и до миллиарда, 500 млн.руб.– абсолютно неподъемная сумма. Да и во имя чего налогоплательщики города должны вкладываться в проект, перспективы которого туманны и польза для города не очевидна.

      Скорее наоборот, создание ОЭЗ в нашем городе в том варианте, о котором сообщалось в местных СМИ, грозит большими потерями. И, прежде всего, экологическими. Дело в том, что в правобережной части города в санитарной зоне ядерного реактора и завода «Тензор» под  ОЭЗ администрация намерена вырубить огромный лесной массив на площади более 100 га. Ранее из-за этих берез и сосен не стали расширять старое кладбище, а построили новое далеко за чертой города, что крайне неудобно рядовым гражданам. Почему только рядовым? Потому что местная бюрократия зарезервировала за собой часть территории старого гораздо более удобного кладбища и леса ей уже не жалко.

      Как известно, главный враг коррупции – прозрачность. Удивительно, но более не доступного для гражданского контроля проекта, реализуемого нашей администрацией (при поддержке МЭРТ), мы не можем припомнить. Наукоградскую программу нельзя читать без слез за «интеллектуальный потенциал» ее разработчиков, но она хотя бы была обнародована (правда, после критического анализа общественными экспертами программа исчезла со страниц сайта «Наукоград-Дубна»). Проект строительства так называемого российского центра программирования на 30 тыс.душ оппозиция назвала «пародией на национальный проект», но и он, по крайней мере, представлен на официальном сайте. А вот заявка на создание ОЭЗ тщательно скрывается от посторонних глаз и это, надо понимать, делается не случайно.  Наверняка, дубненцы очень удивились бы достижениям нашей администрации, особенно финансово-экономическим, представленным в заявке. Других причин для такой секретности, кроме желания скрыть подтасовки и приписки, мы не находим.

      Глава города в своих интервью комментирует победу на конкурсе как признание заслуг своей команды, однако в чем эти заслуги проявились, не уточняет. Мы можем только догадываться, какие лоббистские усилия были предприняты  для получения заветного статуса. Реальный расклад сил между претендентами, по всему видно, формировался в закулисных переговорах и неформальных договоренностях между чиновниками разных уровней власти. Надо заметить, что по этой части у нашей администрации, имеющей опыт освоения федеральных субвенций на виртуальных проектах, действительно конкурентов нет: за 4 года реализации наукоградской программы освоили почти миллиард рублей. Хотя адекватных результатов не видно, но чиновники, в свое время оказавшие протекцию нашим местным властям, всем довольны. Их даже не смутил отчет  Счетной палаты РФ по итогам проверки расходования наукоградских субвенций в г.Дубне. Из 17 пунктов заключения аудиторов только один положительный, а остальные тянут на «зону» (не путать с особой экономической зоной). Кстати, данный факт Ваше министерство упорно старается не замечать, ежегодно присваивая нашей администрации звание «Лучший муниципальный заказчик». Похоже, выводы Счетной палаты остались без внимания и при рассмотрении дубненской заявки на создание ОЭЗ. Рейтинга они бы не прибавили.

      Согласитесь, не слишком ли много сгустилось тумана в начале оффшорного пути, по которому двинуло страну Ваше министерство? Но если бы только на бюрократических интригах заканчивались проблемы. Необходимо серьезно разобраться с юридической стороной вопроса. Не вдаваясь в детальную правовую оценку, отметим главное. Градостроительные решения, в результате которых население города планируется увеличить в полтора раза и коренным образом изменить привычные условия жизни горожан, прошли мимо представительного органа местного самоуправления, не говоря уже о референдуме. Совет депутатов не принимал и не согласовывал никаких градостроительных решений по созданию ОЭЗ и не давал согласие на вырубку леса под технико-внедренческую зону. Согласно законодательству о местном самоуправлении и Уставу города принятие планов и программ развития города находится в исключительном ведении Совета депутатов, однако все решения, связанные с созданием ОЭЗ, как мы понимаем, были приняты единолично главой города, следовательно, незаконно. Проигнорированы положения Градостроительного кодекса РФ, устанавливающие порядок учета мнения населения и утверждения градостроительных решений. Точно также обстоят дела и с бюджетными гарантиями, которые по закону может давать только представительный орган местного самоуправления, но глава города нарушил это требование закона и городского Устава. Ваши эксперты почему-то не придали этим ключевым обстоятельствам никакого значения, хотя многим претендентам отказали в приемке документов по формальным причинам.

      Господин министр! Мы не обвиняем лично Вас в коррумпированности, а предлагаем совместно провести экспертизу представленных администрацией г.Дубны на конкурс документов, признать собственные ошибки, допущенные при проведении конкурса на создание ОЭЗ, и тем самым воспрепятствовать реализации коррупционного, как мы предполагаем, проекта и не допустить расхищения бюджетных средств.  К сожалению, у нас имеются все основания считать, что создание ОЭЗ в нашей стране пошло по пути открытия шлюзов для  коррупции и расхищения государственных и местных ресурсов, не говоря уже о моральных издержках. Вряд ли такое положение устроит западных инвесторов. Гражданское общество, о котором Вы не устаете упоминать всуе, способно контролировать местную власть, но для этого оно должно обладать необходимой информацией и получать поддержку со стороны государственных институтов. В нашем случае о гражданских структурах государство просто забыло – нужно исправить ошибку и привлечь общественный актив к экспертизе проектов по созданию особых экономических зон. Нас тревожит то обстоятельство, что недостатки и упущения, допущенные ранее при разработке и реализации программы развития г.Дубны как наукограда, вновь повторяются, однако вероятный ущерб от непродуманных решений по созданию в Дубне особой экономической зоны, может возрасти многократно.

      До сих пор все наши письма и предостережения, направленные в Ваш адрес, оставались без адекватной реакции (копия последнего письма прилагается). Надеемся, что на данное обращение мы все-таки получим ответ по существу и в короткий срок. По правилам подачи заявки на конкурс претендент прилагает копию на электронном носителе, поэтому Вам, надеемся, не составит труда направить в наш электронный адрес kidpress@mail.ru для проведения независимой экспертизы электронную копию дубненской заявки. В противном случае мы будем вынуждены требовать ответа по существу в судебном порядке.

С уважением

 

Б.В.Шестов, председатель совета Общественного движения «Клуб избирателей г.Дубны».

 

В.Г.Белоусов, председатель Комитета общественной организации «Ветеранов войны и военной службы» г.Дубны.

 

Б.К.Кузин, председатель совета регионального отделения по Московской области  Общероссийской общественной организации «Федерация защиты предпринимателей».



Сайт управляется системой uCoz