Б.В.Шестов,

председатель совета

ОД «Клуб избирателей г.Дубны»

shestovb@mail.ru.

 

     Манифест Демократического движения России.

     (Проект).

 

     Предисловие.

     Одной из самых слабых сторон российской политической системы признается отсутствие идеологических основ для подлинной многопартийности. Видимое многообразие политических партий и движений на самом деле не отражает реальный политический спектр общественных интересов и взглядов на государственное устройство и пути развития общества. Программы как крупных, так и мелких партий грешат стандартным набором популистских установок на достижение всеобщего блага и прогресса. Только в России можно наблюдать такой идейно-политический коктейль: если патриот, то обязательно левый; если государственник, то, как правило, чиновник; если демократ, то либерал-прозападник и т.д.

      Как в этом «многообразии» и «плюрализме» найти свою нишу россиянину, испытывающему патриотические чувства к своей Родине, вкусившему дух свободы и демократии и при этом остро реагирующему на несправедливость и беззаконие? Признаемся, очень непросто. Зато легко в политической «мутной воде» ловят своих «карасей» лжепатриоты и лжедемократы, и куда опаснее - националисты всех мастей. Наша задача – выделить принципы и движущие силы, реально отражающие  сущность и внутреннюю логику современного развития России, использовать в качестве политических инструментов  универсальные ценности, способные идейно объединить конструктивные силы общества для достижения позитивных целей.

     Предлагаемый проект Манифеста Демократического движения России следует рассматривать как попытку формулирования идейной платформы, на базе которой можно приступить к созданию широкой коалиции людей демократических взглядов, выдвинуть новых лидеров, сформировать новые элиты и обеспечить поступательное бескризисное развитие общества.  Концепция Манифеста, в основу которой положено четкое определение гражданской позиции российских демократов, конкретное видение ключевых проблем общества, оценка итогов реформаторского пути России, может служить эффективным инструментом для отмежевания демократической общественности от одиозных политических сил,  использующих демократическую риторику в узко корпоративных и сиюминутных корыстных целях.  

 

      Декларация Демократического движения России.

 

      Демократические ценности в России  подвергаются серьезным испытаниям. Стараниями необольшевиков, назвавшихся демократами (в народе их прозвали «дерьмократы»), идеалы свободы и демократии потеряли свою притягательную силу. Дело дошло до того, что в сознании людей само слово «демократия» (власть народа) ассоциируется не иначе как со вседозволенностью, разрушением национальных традиций и основ государственности, нищетой и разрухой. Российская Федерация является демократическим правовым государством – так записано в Конституции, но на практике продекларированная форма государственного устройства России пока далека от реализации. Причин тому много – назовем главные.

      Долгое время страна находилась за «железным занавесом». Принципы и нормы  демократии и гласности пришли в нашу жизнь, по сути, революционным путем. Радикальные реформы 90-х годов привели к смене бюрократической элиты, изменился уклад жизни, но основная масса людей не только не получила ожидаемых свобод, но, наоборот, лишилась реальных прав и возможностей влиять на политические и экономические процессы, происходящие в стране. Идеологи рыночных реформ не были готовы к созидательной работе в новых условиях, им не хватало ни профессионализма, ни терпения, а главное – желания укреплять и развивать  экономику страны. На вооружение взяли самый простой рецепт, не требующий от «демократического» госаппарата особых административных талантов и серьезной кадровой работы – отдать все ресурсы страны на откуп частному бизнесу и ждать, когда рынок все отрегулирует. Скептикам, в числе которых были многие известные экономисты,  объясняли, что не надо изобретать велосипед: дескать, такая модель рыночной экономики давно и успешно работает в передовых западных странах - нам  просто нужно быстрее интегрироваться в мировую экономику.

      Ущербность рыночного радикализма в российских условиях обнаружилась очень скоро, поскольку с западных рецептов были использованы преимущественно те, которые приводили к быстрому обогащению узкого круга чиновников и их доверенных лиц, волею случая оказавшихся у государственной кормушки. Олигархи занялись не столько преумножением бесплатно доставшейся им государственной собственности, сколько выжиманием из нее максимальной прибыли, созданием схем ухода от налогов и вывоза капиталов за рубеж. Выстраивание системы разделения властей, реформирование судебной системы,  развитие местного самоуправления, создание гражданского общества и других демократических институтов происходило преимущественно на бумаге – скорее  для отчета перед Мировым банком и другими зарубежными спонсорами и грантодателями. Российские либералы стремились заработать свой политический  капитал не столько на созидательной, сколько на разрушительной деятельности. Они искренне гордятся тем, что разрушили тоталитарное государство, но не могут указать рецепты построения в России нового демократического общества. Участь их обречена.  Народ отказал им в доверии.

      На смену несостоявшимся демократам к власти пришли государственники. Начались укрепление вертикали власти и усиление госаппарата, ограничение избирательных прав граждан, искусственное формирование однопартийной системы, усиление бюрократического влияния на СМИ и другие антидемократические процессы. В тоже время либеральное крыло правительства РФ продолжает рыночные реформы в направлении передачи всех экономических функций государства частному бизнесу.  Таким образом, создается противоречивая ситуация: в тот период, когда ограничивается политическая конкуренция и усиливается влияние бюрократии на все стороны жизни, искусственно расширяется рыночный сектор экономики, который, как известно, не может развиваться без свободной конкуренции. Поскольку наше общество привыкло к «измам», то первый этап рыночных реформ мы можем условно назвать периодом первоначального накопления капиталов или диким капитализмом,  второй – бюрократическим капитализмом. Издержки первого этапа уже достаточно известны, цена, которую заплатил народ за ошибки реформаторов,  огромна. Важно избежать новых потерь и предотвратить необратимые разрушительные процессы.

      Чем  грозит обществу бюрократический капитализм?  Прежде всего, превращением демократии в псевдодемократию и окончательной дискредитацией  принципов свободы и конкуренции. Такой поворот можно продемонстрировать на примерах организации конкурсов на строительство объектов государственной и муниципальной собственности, выделение земель под коммерческое строительство, размещение государственных и муниципальных заказов и т.п. Легко убедиться, что победа в таких конкурсах зависит от воли чиновников и сами конкурсные процедуры, по сути, превращаются в конкурсы взяток. По такому принципу осваиваются миллиарды бюджетных средств, идущих на  капитальное строительство и госзакупки. Захват успешно развивающихся предприятий с помощью «независимых» судов – типичный продукт псевдорыночной экономики. Коррупция настолько поразила властные структуры, что президент РФ Путин В.В. в своем последнем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ вынужден был признать реальную угрозу захвата власти коррумпированным чиновничеством («Мы не отдадим власть в руки коррумпированной бюрократии!»).

      Каковы основные итоги постсоветских реформ? Страна избрала демократический путь развития и начала интегрироваться в мировую рыночную экономику. Однако последующее разочарование общества в демократических идеалах привело к укреплению и консолидации бюрократического аппарата власти и разрушению всех барьеров на пути к всевластию коррумпированного чиновничества и вскормленной за счет государства олигархии. Осложнились межнациональные отношения. Вновь обострился еврейский вопрос. Потеряны нравственные и моральные ориентиры. Наука, культура, творчество оказались ненужными бюрократизированному обществу. Резко снизилась цена человеческой жизни.  Расслоение общества по социальному и экономическому положению достигло уровня самых одиозных режимов на планете. Надвигается реальная угроза потери территорий, прилегающих к густонаселенным и быстро развивающимся азиатским странам. Ситуация с ростом цен на нефть только обнажила слабые стороны «сильного государства». Оно оказалось неспособным эффективно использовать сверхдоходы, полученные от продажи нефти. В этой ситуации либералам в правительстве нельзя отказать в определенном здравомыслии: они открыто признают, что «сколько денег ни дай регионам на развитие – все украдут». 

      Что может произойти, если ничего не менять и загонять проблемы вглубь, как это пытаются делать некоторые нынешние поборники «сильного государства» и «управляемой демократии»? Противостояние деградирующей  власти и обманутого народа долго продолжаться не может. Об этом свидетельствует опыт «оранжевой революции» на Украине и в других бывших советских республиках. Народ Украины выступил не столько за Ющенко, сколько против существующих порядков– против диктата власти корыстолюбивых чиновников и «семейной» номенклатуры. Опыт истории показывает, что в российских условиях подобные относительно мирные перевороты не проходят. Дело обязательно заканчивается кровью. Перестройка, как и предсказывал с горькой иронией народ, закончилась перестрелкой. Поэтому единственный путь преобразований и развязывания всех узлов – это демократическая (эволюционная) смена властных элит и конституционная реформа, учитывающая реальные достижения и недостатки пройденного Россией реформаторского пути.

      Работа над новой редакцией Конституции должна объединить здоровые силы общества и вновь активизировать демократические процессы. Но этот трудный и крайне ответственный  процесс должен проходить не на разрушительной волне, как это было в 90-е годы, а на идеях созидания, направлен на мобилизацию интеллектуальных и духовных ресурсов всего общества. Ни одна здравая и полезная идея, рожденная в глубинах народной мудрости и опыта, не должна остаться без внимания. Это будет поистине всенародный форум строителей нового демократического общества. В новых элитах не останется места продажным политикам, демагогам и моральным разложенцам, заполонившим  российский политический олимп.  

      Российские демократы готовы конструктивно ответить на вызовы нашего смутного времени и призывают все разумные и здоровые силы общества объединить усилия с целью не допущения возврата страны к административным методам управления экономикой, безальтернативным выборам, монополии на власть одной партии, бюрократическому контролю над СМИ, процветанию правового  нигилизма и тотальной безответственности в структурах власти, подавлению гражданских прав и свобод.   

      Российские демократы протестуют против любой монополии на истину, попыток искажения истории и политизации межнациональных отношений. Национальная идея не может быть навязана народу сверху. «Искра Божья» должна родиться и созреть в самом народе, но для этого необходимо создать подлинно демократические условия для творчества и созидания.         

     Демократия – не самоцель, а эффективный путь самосохранения и развития общества. Совершенствование демократических механизмов волеизъявления народа, развитие правовых и гражданских институтов, внедрение научных принципов организации законотворческого процесса, создание условий для свободного обмена и распространения   социальных теорий и мировоззренческих взглядов – все это ускорит выход на авансцену общественной жизни новых людей, новых идей, прорывных социальных и политических технологий и в конечном итоге приведет к бескровному обновлению общества, укреплению российской экономики и государственности.

      Миссия российских демократов – предложить обществу новую  эффективную антибюрократическую модель государственного устройства России, опирающуюся на объективный анализ итогов и последствий реформирования общественных отношений,  международный опыт и новейшие достижения  научной мысли.

       Мы верим в торжество Разума, идей Гуманизма и Социальной справедливости!

 

      Демократы и российская бюрократия.

 

      Только ленивый не ругал чиновников-бюрократов, взявших под свой контроль все сферы нашей жизни. Но выгнать чиновников из кабинетов мы не можем. Иначе кто будет управлять государством, тем более таким огромным, как Россия? Кухарка? Кажется, у нее это не очень получилось, хотя срок, отпущенный историй для отработки «руководящей роли пролетариата», был более чем достаточный. Как бы не трактовалась история, какие бы причины и закономерности исторического развития не выдвигались теоретиками, мы видим одно: реальная власть всегда оставалась в руках бюрократии – в результате революций и переворотов менялась только вершина бюрократической пирамиды. Во времена монополии КПСС в ходу было суждение: «Правит не партия - правит аппарат». Легко убедиться, что и в царской России, и при младореформаторах конца ХХ века всем заправляли чиновники. В последнем случае практически весь аппарат ЦК КПСС благополучно переместился в «демократические» кабинеты власти.  

     Чиновники, а российские - в особенности, имеют склонность к клановости, установлению неформальных отношений и негласных правил игры, сокрытию и искажению информации, двойной морали – одна для внешнего, другая – для внутреннего пользования. Люди демократических взглядов категорически не приемлют таких двойных стандартов и жестко критикуют бюрократию, обвиняют государственные структуры в коррупции и неэффективности (хотя российские демократы-либералы тоже не безгрешны и структурированы порой по бюрократическим лекалам). Мы все больше убеждаемся, как такое  противостояние разрушительно действует на общество и государство. С одной стороны, всем хочется свободы слова, с другой – плодами этой свободы умело пользуются недруги России и террористы. В кризисных ситуациях государственники предпочитают «закручивать гайки», что в конечном итоге приводит к стагнации экономики и общественной жизни, росту народного недовольства и социальной напряженности.

      Выход видится в одном – в добровольном и сознательном отказе административных, политических и культурных элит общества  от двойных стандартов и переходе на единые для всех демократические правила игры. Понятно, что одними призывами такого положения не добьешься. Необходимо  организовать эффективный гражданский контроль над деятельностью властей, направить интеллектуальный потенциал гражданского общества на разработку и экспертизу законов, обеспечить общественную поддержку демократическим СМИ, вести системную работу по отбору и выдвижению новых лидеров, способных  составить здоровую конкуренцию бюрократическому сообществу. Подумать, какие необходимо внести новые нормы в Конституцию страны и создать новые механизмы, способные заставить государственных и муниципальных служащих не на словах, а на деле уважать демократические законы, права и свободы граждан.

      В России нужна эффективная система сдержек и противовесов, законы должны учитывать реалии жизни и не быть декларативными. Закон, не предусматривающий реальных механизмов контроля за его исполнением, провоцирует чиновников на коррупционное поведение и дискредитирует демократическое государство.  

 

      Демократия и местное самоуправление.

     

      Институт местного самоуправления – одно из главных завоеваний демократии в России. Однако сами принципы самоуправления реализованы по бюрократическим стандартам. Во многих муниципальных образованиях  власть оказалась, по сути, приватизированной коррумпированными бюрократическими кланами. В среде чиновников процветает семейственность. Средства бюджетов и муниципальная собственность зачастую используются неэффективно, муниципальные земли отдаются под непродуманную застройку без учета интересов населения. Жилищно-коммунальное хозяйство пущено на самотек, коммунальные тарифы  непосильным бременем ложатся на семейный бюджет. Муниципальная власть непрозрачна и неподконтрольна местному сообществу. Законодательство о местном самоуправлении не защищает граждан от произвола властей, в нем отсутствуют реальные механизмы контроля над деятельностью местных администраций. Эту ситуацию необходимо коренным образом менять.

      Российское демократическое движение противостоит местным «тоталитарным режимам» и защищает права и законные интересы граждан, через принятие новых законов и местных нормативных правовых актов содействует развитию подлинно демократического местного самоуправления. Демократы активно участвуют в местных выборах и создают демократические коалиции в представительных органах местного самоуправления.

 

     Государство и рынок.

 

     Либералы утверждают: где заканчивается государство – там начинается рынок. Уроки безумной приватизации их ничему не научили и они продолжают сокращать государственный сектор экономики, полагая, что рынок и конкуренция все отрегулируют без вмешательства со стороны государства.  На первый взгляд у этой теории есть основания. Передовые страны Запада давно и успешно развивают рыночную экономику и демонстрируют очевидные успехи.

Мировой опыт показывает, что частные предприятия работают эффективнее, чем государственные или муниципальные. Но вот вопрос: за чей счет и в чьих интересах достигается  эффект?

      В российских условиях западные модели приживаются с большими и зачастую необратимыми издержками.  И не потому, что мешают какие-то национальные особенности и менталитет. Просто на практике «телегу пустили вперед лошади», а потом о «лошади» и вовсе забыли. Сделано это сознательно или по недомыслию – история разберется. Переход планово-распределительной экономики на рыночные рельсы произошел без учета мотиваций, при отсутствии демократических правовых механизмов  и внятной концепции.  Рыночный фундаментализм, против которого выступил даже такой известный апологет капитализма как Д.Сорос, в России получил невиданную свободу. Народ один на один оказался перед стихией рынка. Государство все дальше самоустраняется от своей социальной роли. В западных демократиях существуют реальное разделение властей, прочные механизмы защиты прав людей наемного труда в лице профсоюзов, сильное гражданское общество, реальное местное самоуправление, приоритет права – другими словами, действует эффективная система сдержек и противовесов. В России об этой стороне западного опыта забыли и не торопятся внедрять.

      Однобокая модель капиталистической экономики, похоже, устраивает как либералов, так и некоторых влиятельных «государственников».  «Эффективный» частный сектор нещадно эксплуатирует природные богатства страны, невиданными темпами увеличивая доходы узкого круга чиновников и назначенных ими олигархов, не брезгует обналичиванием  бюджетных финансовых потоков, старается «оптимизировать» налоги и держит большую часть населения в состоянии выживания.  Либералы не могут или не хотят понять, что рынок и конкуренция могут быть источником развития капитализма только тогда, когда все участники соблюдают единые и жесткие правила игры. Российские демократы выступают за сильное государство, подразумевая под этим, прежде всего, способность государства обеспечить верховенство закона и гарантировать правовую защищенность своим гражданам.

      Свободен ли человек в обществе, в котором все регламентировано нормами закона и благодаря системе эффективного контроля обеспечена неотвратимость наказания за нарушение законодательства и общепринятых норм поведения? Либералы стараются уходить от прямых ответов на такие вопросы или забалтывать проблему. При слове «контроль» они обычно парируют: дескать, в этом случае к каждому контролеру необходимо поставить еще одного контролера и т.д. В ответ на приведенное упрощенное представление о проблеме давайте рассмотрим такой  не сложный, но достаточно наглядный пример.  Представим футбольный матч, в котором участвуют команды профессионалов и любителей. Для начала зададимся вопросом: свободен ли футболист на игровом поле? Конечно, ответит большинство, и, подумав, уточнит - но только в пределах установленных правил. А кто контролирует соблюдение правил? Судьи, над этими судьями есть еще контролеры и т.д. Возникает вопрос: нам зрителям наличие таких многочисленных контролирующих органов как-то мешает? Разумеется, нет. Наоборот, мы сами следим за действиями судьи на поле и возмущаемся, когда тот принимает несправедливое решение.

     Очевидно и то: чем строже судья следит за соблюдением правил игры, тем больше шансов на победу у профессиональной команды. А представьте ситуацию, когда на поле нет судей или они никому не подконтрольны. В таком случае будут действовать «либеральные» правила игры («рынок все отрегулирует») и чем это закончится – ясно даже не любителю футбола. Во всяком случае, не факт, что победит более сильная в профессиональном плане команда. Любители могут преуспеть в грубом силовом давлении (имея, к примеру, навыки боксеров) и просто выбить из игры форвардов команды соперника. Не исключено, что и зрители пустятся во все тяжкие и на поле разразится настоящая битва, ничего общего не имеющая с любимой россиянами игры в футбол. Хотим мы такого рынка?

      Оптимальное соотношение рыночных и государственных механизмов регулирования экономики должно стать предметом научного поиска и учета мирового опыта. Нельзя слепо и одностороннее применять западные стандарты и отстранять государство от его социальной роли. Пора закончить с экономическими экспериментами над народом и прямо заявить о целях и путях развития нашего общества.

 

     Кто такие русские и чем они отличаются от россиян?

      

     Человек отличается от всего остального мира природы тем, что способен ставить перед собой цели и добиваться их осуществления. Какова миссия людей на планете Земля? К сожалению, пока однозначно ответить на поставленный вопрос в глобальном плане общество не может. Но вектор мирового развития человеческий разум способен определить, пусть даже путем проб и ошибок. Россия прошла большой и тернистый путь собирания территорий, подъема производительных сил общества, осуществления самых утопических теорий и практик построения «светлого будущего». Российскому государству пришлось пережить столько войн и революций,  понести такие жертвы, что память о трагических событиях истории уже никогда не будет забыта. Можно сказать, она перешла на генетический уровень. Несмотря на все испытания и неудачи, русский народ выстоял в борьбе с силами зла и внес достойный вклад в развитие мировой цивилизации. Это дает право  русским на свое понимание и свою оценку происходящих в мире процессов, строить свою национальную политику в соответствии со своим богатым историческим опытом.

     Одним из главных препятствий на этом пути, как ни странно, стоит вопрос идентификации русского и еврейского этносов. Русские националисты и их оппоненты неустанно напоминают о существовании данной проблемы (об этом свидетельствуют масса националистической литературы, появившейся на наших прилавках, публичные выступления некоторых известных политиков и др.), поэтому отмахнуться от нее нельзя. Постоянное муссирование межнациональных противоречий  приводит к тому, что россияне отвлекаются от реальных проблем своего бытия, начинают копаться в родовом прошлом, находят среди своих родственников и предков представителей нерусских национальностей, из чего делаются выводы о расовой неполноценности или, что еще опасней, ущербности русской национальной самобытности. Объективные законы исторического развития подменяются субъективными причинно-следственными связями, основанными на воле неких тайных обществ и кланов, сформированных по этническому признаку. Русский национализм противостоит еврейской «богоизбранности», но история учит тому, что ни тот, ни другая не имеют исторической перспективы, ведут общество в тупик.

      В чем состоит реальная национальная проблема русских? Начнем с того, что не все россияне являются русскими и не все русские живут в России, а сама Россия является уникальным многонациональным государством. Русских и нерусских россиян  объединяют единый язык, история и культура. После развала СССР наших бывших соотечественников за рубежом по-прежнему называют русскими. Так сложилось исторически. Можно ли сомневаться, что «русский» - есть и будет одним из самых знаменитых и популярных мировых брендов.  Нельзя вычеркнуть из исторической памяти народов язык, на котором писали А.Пушкин и Л.Толстой, русские философы Н.Бердяев и Л.Шестов (Лев Исаакович Шварцман).

Русская культура является неотъемлемой и общепризнанной частью мировой цивилизации.          

      Не преувеличивая и не приуменьшая влияние национальных особенностей на исторический процесс, российские демократы заявляют об идентичности русских, основанной, не на этнических признаках в традиционном их понимании, а, прежде всего, на  культурно-исторической памяти и традициях народов, населявших территорию Российской империи. Русскость – это продукт духовного единения народов, прошедших испытания борьбой за свою территорию, свою культуру и свой язык. Формальная обособленность русской общности рассматривается как добровольное признание:

русского языка как родного языка,

русской культуры как основы системы воспитания и образования,

территории Российского государства как исторической Родины.

      Указанные этнические признаки являются достаточно обобщенными – более углубленная формализация таких понятий, как «русская культура» и «территория Российского государства», предмет научных дискуссий и консенсуса. Главное – определиться с границами обсуждаемых проблем и задать вектор решения русского вопроса. Предлагаемый подход позволяет развязать все основные межнациональные узлы.  Россиянин или бывший соотечественник, оказавшийся волею судьбы за пределами России, могут называть себя русскими (причислять себя к русскому этносу) вне зависимости от национальных и этнических корней, религиозной веры и территории проживания. Еврей по крови, татарин или уроженец Украины, Белоруссии, Казахстана и т.д. могут считать себя русскими и при этом не копаться в своих генах и никому не доказывать свое право на русскую духовную самобытность. 

      В таком случае существенно облегчится процесс сплочения и объединения русских в этнокультурные общины. Исчезнут условия для спекуляций на национальном вопросе, включая еврейский.  Этническая принадлежность, которая веками разделяла людей и являлась источником разрушительных конфликтов, станет предметом свободного выбора каждого человека, желающего связать свою жизнь и будущее своих детей с русским народом или с любой другой национальной общностью. В национальном вопросе не должно быть элементов насилия и принуждения – русские должны показать пример решения национальных проблем на подлинно демократических принципах толерантности, равноправия и взаимоуважения.           

     Национальный вопрос доложен уйти из сферы государственной политики и экономики, межэтнические отношения будут опираться на гражданские инициативы этнокультурных общественных организаций. Российское демократическое движение будет всячески содействовать созданию таких неполитических организаций. Задача государства - обеспечить условия для деятельности самоуправляемых этнокультурных сообществ. Нетрудно убедиться, что такой подход полностью соответствует мировым тенденциям и опыту цивилизованных стран.

      Российские демократы призывают народы и правительства республик бывшего СССР отбросить всю сиюминутную шелуху, забыть несправедливые обиды и унижения, которые пришлось пережить всем народам России (не только евреям или прибалтам), вспомнить главные вехи нашей великой истории, всемирно признанные достижения русской культуры и признать право русских, как и других народов, на национально-культурную обособленность,  свой язык и культуру.

 

      Российская демократия и международное сообщество.

 

      Интеграция  страны в мировое сообщество в условиях однополярного мира проходит непросто. С одной стороны, Россия остается приверженной демократическому пути развития,  добросовестно выполняет международные договоренности, даже досрочно погашает внешние долги. Ей удается не ввязываться в военные конфликты за пределами своей территории, сохранять добрососедские отношения с большинством бывших советских республик. С другой стороны, западные демократии нередко демонстрируют в отношениях с Россией двойные стандарты: обвиняют российское правительство в развязывании кавказских конфликтов, нарушении прав человека, но сами при этом допускают грубейшие нарушения международных норм, забывают о приоритетах права над целесообразностью,  проявляют терпимость к ущемлению прав русского населения в бывших советских республиках, открыто преследуют свои экономические интересы, пользуясь разного рода международными санкциями. Такая политика наносит огромный вред демократии в России и дает повод для усиления изоляционистских настроений в обществе. Все громче звучат призывы к неприятию западных ценностей и выбору Россией своего особого пути развития.

      Российские демократы выступают за развитие международного сотрудничества на равноправной основе и  протестуют против попыток использования универсальных демократических ценностей для получения нечестных преимуществ  в конкурентной борьбе на мировом рынке. Демократическое движение России опирается на опыт зарубежных демократических партий и движений, укрепляет многосторонние контакты с неправительственными организациями в зарубежных странах, поддерживает борьбу за  гражданские права и содействует процессам самоорганизации русских, проживающих за пределами исторической Родины.

      Русские всех стран, объединяйтесь!

 

Дубна, 1 сентября 2005г.



Сайт управляется системой uCoz