Пресс-релиз.

Жилищно-коммунальная реформа по-дубненски.

Постановлением главы города Дубна № П-2 от 9 января 2004г., опубликованным в газете «Площадь Мира» от 16.01.04г., установлены тарифы и ставки для расчета оплаты населением жилья и коммунальных услуг, размер которых существенно увеличен по сравнению с ранее действовавшими: содержание жилья – на 52%, отопление – на 60%, горячее водоснабжение – на 55%, холодная вода – на 40%, канализация – на 21%, вывоз бытовых отходов – на 93%. Общественные организации города, протестовавшие против резкого повышения квартплаты, приняли решение обратиться в суд с требованием об отмене незаконного решения главы города о повышении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. С заявлением в суд в интересах населения было поручено обратиться председателю совета Общественного движения «Клуб избирателей губны» Шестову Б.В. Поддерживают иск общественные представители: Белоусов В.Г., Сумбаев А.П., Шелудков А.Н., Каулин И.Л., Ануфриев А.Ф., Яковлев В.А.

В четверг 29 апреля состоялось первое (предварительное) заседание суда по заявлению Общественного движения «Клуб избирателей губны» об отмене незаконного постановления главы города о повышении квартплаты. Клуб избирателей представляли общественные активисты, которые ранее пытались добиться от чиновников городской администрации каких-либо расчетов и обоснований полуторного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, но так и не добились. Не были представлены администрацией какие-либо документы и суду. Более того, в нарушение процессуальных норм ответчик в лице главы города не представил письменных возражений на иск. И это при том, что согласно ст.249 Гражданского процессуального Кодекса РФ «обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности… возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт».

По мнению независимых экспертов, все свидетельствует о том, что главой города принято волюнтаристское решение, не основанное на экономических расчетах, противоречащее действующему законодательству и интересам населения. В таких условиях у чиновников остаются два выхода: либо отменить незаконное постановление и отрегулировать квартплату в порядке, установленном законодательством о жилищной реформе: либо добиться через суд удовлетворения своих интересов, оказав давление на судью и представителей общественности, обратившихся с иском. Судя по первому заседанию, пока реализуется второй (силовой) вариант. Н.Ю.Мадфес, представлявший вместе с юристами мэрии интересы главы города, пытался убедить судью Морозову Н.В. отказать заявителям, используя процессуальные уловки. По его мнению, общественная организация не имеет юридического права выступать в защиту интересов населения. Потребовал для изучения учредительные документы общественного движения «Клуб избирателей губны». Не понравилось ему, что иск в суде отстаивает не один председатель совета Клуба избирателей Б.В.Шестов, а целая группа активистов и т.д. Б.Шестов и другие представители общественности отвергли эти доводы как несостоятельные и выступили с рядом ходатайств, в том числе и по запросу в администрации необходимых документов. В результате суд определил: обязать ответчика представить письменные возражения на иск с приложением документов, на которых основаны возражения, в срок до 14 мая 2004г. Следующее заседание суда, на котором заявление общественности будет рассматриваться уже по существу, назначено на 28.05.04г. в 10-00. Такова вкратце хроника судебного противостояния граждан и главы города. 

 

Какова же позиция сторон в данном споре?

Эксперты Клуба избирателей считают, что постановление главы города противоречит действующему федеральному законодательству и самой концепции жилищно-коммунальной реформы, утвержденной Указом президента РФ № 528 от 27.05.97г. Согласно этой концепции

«основными целями   реформирования   жилищно   -  коммунального хозяйства являются:

обеспечение условий    проживания,    отвечающих    стандартам качества;

снижение издержек   производителей   услуг   и  соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и  коммунальных  услуг  при  переходе   отрасли   на   режим безубыточного функционирования.

Основными способами достижения указанных целей являются:

совершенствование системы управления,  эксплуатации и контроля в жилищно - коммунальном хозяйстве;

переход на договорные отношения,  развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг,  преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление  жилищным  фондом  и  его  обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно - строительные работы;

совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе  установление  повышенных  тарифов  на  сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация  оплаты   в   зависимости   от   качества   и местоположения жилья;

совершенствование системы   социальной  защиты      населения: упорядочение существующей   системы   льгот,   усиление   адресной направленности выделяемых на эти цели средств».

С целью реализации реформы ЖКХ в развитие концепции был принят ряд федеральных законов и постановлений правительства. Были внесены существенные изменения в закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» № 4218, согласно которым «Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета… Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год...

Органами местного самоуправления… в порядке, определяемом Правительством РФ, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг».

Постановлением Правительства РФ № 522 п.1 на 2004г. установлен федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц. Для Московской области его величина составляет 23,2 руб.

По мнению Клуба избирателей, эти и другие требования действующего законодательства администрацией города существенно нарушены. Расчеты показывают, что ставки жилищно-коммунальных услуг, установленные Постановлением главы города № П-2  в совокупности превышают федеральный стандарт в среднем на 100 процентов.

Поскольку администрацией города не выполнены установленные Правительством РФ условия,  город теряет возможность получения финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. В результате жилищные субсидии необоснованно ложатся бременем на городской бюджет. Механизм субсидирования, установленный Постановлением главы города № П-2, фактически позволяет неограниченно увеличивать стоимость жилищно-коммунальных услуг и покрывать за счет городского бюджета непроизводительные расходы коммунальных предприятий города.

Администрация не выполнила рекомендации Правительства РФ, в нарушение концепции реформы ЖКХ повысила квартплату без учета уровня доходов населения. Не приняла меры по снижению издержек ЖКХ и улучшению качества обслуживания населения. Не представила экономическое обоснование цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Официальные результаты независимой экспертизы тарифов, на которые имеется ссылка в Постановлении главы города № П-2, не опубликованы и не представлены по запросам граждан и общественных организаций города. В Постановлении главы города не указано, кто и на каком основании проводил экспертизу тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Вместе с тем, по имеющейся неофициальной информации, рекомендации аудитора не выполнены и тарифы, рекомендованные по итогам экспертизы, Постановлением главы города № П-2 существенно превышены.

Много претензий вызывают принципы формирования нормативов потребления коммунальных услуг: по мнению экспертов, они явно завышены. Не ясно, куда потрачены 39 млн. руб., собранных с населения на капитальный ремонт жилья в 2003г. Затраты на содержание и текущий ремонт жилья тоже сложно оценить реальными результатами.

Несмотря на то, что письменные возражения на иск, как уже отмечалось, главой города не представлены, о позиции администрации можно судить по тем ответам, которые получили общественные и профсоюзные организации города на свои обращения. Основные доводы муниципальных чиновников сводятся к следующему:

- федеральным законодательством РФ органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях (при этом упускается, что это право реализуется  в порядке, определяемом Правительством РФ, а не как заблагорассудится местным чиновникам);

- установленные цены и тарифы соответствуют реальным затратам предприятий, производящих услуги ЖКХ (однако, обоснованность этих «реальных затрат» не подкрепляется какими-либо расчетами);

- федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг не обеспечивает и половины экономически обоснованной стоимости этих услуг и предназначен для определения размеров финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, а не для определения уровня платежей потребителей коммунальных услуг (при этом не поясняется, почему в других регионах этот стандарт выдерживается; законы цитируются некорректно, опускаются те пункты, которые предписывают соблюдение федеральных стандартов);

- если динамика роста зарплаты на предприятиях города отстает от роста квартплаты, то это проблема самих предприятий (о снижении издержек жилищно-коммунальных предприятий, на которые нацеливает концепция реформы ЖКХ, чиновники администрации и не помышляют);

- все претензии по поводу унижения горожан и снижения их жизненного уровня необходимо адресовать федеральным властям (чем они так не угодили чиновникам администрации города е уточняется, хотя известно, что чуть ли не половина городского бюджета формируется за счет субвенций из областного и федерального бюджетов).

Общественность города считает, что судебное разбирательство и массовые протесты населения, отрезвят головы чиновников, пытающихся издержки своей некомпетентности и бесхозяйственности переложить на плечи горожан.

 

     С текстом заявления в суд и другими материалами, связанными с проблемами ЖКХ, можно познакомиться на сайте Клуба независимых экспертов губны:  http://kid-2003.narod.ru.

 

Пресс-служба Общественного движения «Клуб избирателей губны».

 

12 мая 2004г.



Сайт управляется системой uCoz