27.03.05. ДУБНА ПРИЗНАНА ЛУЧШИМ «ВАСЮКОГРАДОМ» РОССИИ.

На 31 марта назначено собрание «партхозактива», на котором мэр отчитается о своей, точнее нашей с вами работе за 2004г. Отличительной особенностью нынешнего отчета является то, что хотя отчет мэра и запоздал, но до сих пор не утвержден отчет об исполнении бюджета города за 2004г. Поэтому глава города, по идее, не имеет права ссылаться на бюджетные показатели прошлого года. Поскольку главе города особо гордиться нечем: городское хозяйство запущено, тарифы на ЖКУ растут быстрее, чем зарплата у самого мэра, закрываются школы и детские клубы, кипят митинговые страсти, то в лучших партийных традициях застоя в докладе в основном будет отражено планов громадье. Вот тут развернуться есть где: Российский центр программирования на 30 тыс. душ, новая промышленная зона на 120 гектаров срубленного леса, «технопарк», «технополис», «инновационный пояс» и много чего такого, что рядового обывателя способно ввести в транс и он готов забыть  все свои невзгоды ради светлого будущего, которое, без всякого сомнения, у нашего «васюкограда» когда-нибудь наступит.

А чтобы скептики не сомневались, у мэра имеется «чисто конкретный» аргумент: ведомство Грефа  в очередной раз присвоило г.Дубне титул «лучший муниципальный заказчик». Это означает, что у нас самая открытая и прозрачная власть, все муниципальные заказы и подряды размещаются по конкурсу, в результате которых достигнута большая экономия бюджетных средств. Разве можно не верить Грефу? Но эксперты КИД все-таки решили проанализировать некоторые  решения и действия городских чиновников на предмет прозрачности, и вот что из этого получилось.

16 декабря 2004г. Советом депутатов принят бюджет на 2005г. и план социально-экономического развития города на 2005г. Оба документа в установленном порядке не опубликованы. 27 января 2005г. на заседании Совета депутатов принята к сведению, но не утверждена программа наукоградских мероприятий. Опять же документ не опубликован. 3 марта Советом депутатов вновь принята программа социально-экономического развития города на 2005г., как будто она не принималась ранее. Но и эта программа не опубликована. Но даже в случае ее опубликования, как того требуют закон и принципы прозрачности, толку было бы мало, поскольку в ней просто перечислены планируемые мероприятия  без указания объемов финансирования. По существу основной документ, на основании которого по закону должен формироваться бюджет, превратился в фикцию.   

Любопытна история с бюджетом. Именно открытость и публичность  бюджетного процесса обычно является основным критерием прозрачности власти. В повестку дня заседания Совета от 3 марта 2005г. администрация вносит поправки к бюджету на 2005г. Постановление о внесении изменений в бюджет публикуется в разделе официальных документов газеты «Встреча» от 24.03.05г. (без объяснения причин, по которым изменены доходная и расходная статьи бюджета), но сам бюджет в измененном виде не публикуется и даже не размещается на официальном сайте администрации. В чем причина? Дело в том, что «небольшое» изменение к бюджету составляет всего каких-то… 260 млн.руб.(?!), которые одной строчкой без расшифровки внесены в доходную и расходную части бюджета по строке «Реализация программы развития Дубны как наукограда РФ». Сама программа наукоградских мероприятий на 2005г. к постановлению Совета депутатов не приложена, не опубликована и не размещена на официальном сайте.  В противном случае, т.е. в случае обнародывания наукоградской программы и измененного бюджета, у продвинутой публики могло возникнуть много вопросов, на которые чиновникам пришлось бы давать не очень убедительные ответы.

Например, почему при столь внушительном увеличении  доходной и расходной части бюджета некоторые важные социальные статьи расходов не только не увеличены, но наоборот уменьшены? К примеру у школы «Родник» могло возникнуть недоумение по поводу того, что по статье «общее образование» не только не нашлось дополнительных средств в указанных 260 млн.руб., но наоборот из этой статьи изъяли 1,9 млн.руб. в результате корректировки бюджета.  Зато нашлось 48 млн.руб. на некие «другие вопросы в области  образования», связанные с капстроительством. Закрывая школу «Родник» в связи с недостатком бюджетных средств администрация находит 11 млн.руб. на строительство новой школы в микрорайоне 1-2 (где этот район находится – одному мэру известно).

Главное, что удалось выяснить экспертам в результате анализа хитросплетений бюджета самого «прозрачного города России» – это увод бюджетных средств из социальной сферы на мероприятия, связанные с проектированием строительных объектов так называемого российского центра программирования (РЦП). Почему - так называемого? Потому что никаких правительственных решений о его создании в Дубне пока нет. Растрата федеральных средств (более 200 млн.руб.), выделенных на развитие города как наукограда, на проект РЦП – представляется независимым экспертам незаконной и наносящей ущерб интересам жителей города. Достаточно отметить, что на капитальный ремонт всего жилищного фонда города в бюджете на 2005г. выделено лишь 4,5 млн.руб.

 

Что же касается конкурсов на выполнение муниципальных контрактов, то об их прозрачности и эффективности совершенно однозначный вывод сделали аудиторы Счетной палаты. Но в те формы, которые Греф разослал участникам конкурса на лучшего муниципального заказчика, наша администрация эту информацию по понятным причинам не включила. Среди самых серьезных нарушений, выявленных аудиторами СП, указаны как раз отсутствие конкурсов либо проведение фиктивных конкурсов на реализацию проектов, предусмотренных наукоградской программой. В отчете приведено много фактов и примеров нанесенного городу ущерба.  Приводим сухие цифры: ««Без проведения конкурсов в 2002г. размещены заказы по 19 (из 38) мероприятиям (проектам) сметной стоимостью 663,8 млн.руб. (включая внебюджетные средства). Их бюджетное финансирование составило в 2002г. 55,2 млн.руб.».

А вот некоторые примеры, не отмеченные Счетной палатой (ввиду ограниченных задач проверки), но которые у всех дубненцев, как говорится, на виду и на устах. В течение двух лет построены без конкурса два ж/д вокзала общей стоимостью свыше 200 млн.руб., в результате чего, по оценке экспертов, городу нанесен ущерб в размере минимум 100 млн.руб. По результатам фиктивного конкурса продан Торговый центр «Орбита» (в аукционе участвовали два предпринимателя-партнера по бизнесу). Крупнейший Торговый центр на Черной речке сдан без конкурса в долгосрочную аренду сетевому оператору «Перекресток» (а фактически передан с собственность). Крупнейший в городе центр бытовых услуг (Дом быта) отнимается у МУП «Быт» и передается в аренду без конкурса частной московской фирме на непрозрачных условиях. Городская земля целыми гектарами передается под коммерческое строительство без конкурсов и аукционов, при этом отсутствует Генеральный план и планы застройки городской территории.  В газетах публикуются лишь сообщения о готовящихся землеотводах, но кому и на каких условиях передается земля – не сообщается. Последний пример: объявлен конкурс на ремонт нового здания мэрии, в то время как фактически ремонт этого здания, в которое администрация уже переезжает, почти закончен.

А как проводятся конкурсы по продолжающейся наукоградской программе? Объявляется проект, определена его цена, как правило, сильно завышенная, и по конкурсу приглашается исполнитель. Какие определены критерии по условиям конкурса, чаще всего, не сообщается (в последнее время не указывается и цена проекта). Но любому независимому эксперту и так ясно: победит тот, кто способен обеспечить наибольший и надежный «откат» от этой суммы. Кто же в таких конкурсах будет участвовать после того, как, познакомившись с критериями, описанными контролерами СП РФ в своем отчете, поймет, что результат заранее определен? Чужаков просят не беспокоиться. Они и не беспокоятся. Как результат, все основные земельные участки, предназначенные под жилищное строительство, если верить той же программе социально-экономического развития города, отданы в аренду без аукциона ООО «Инвестиционный департамент. Служба заказчика». Кем эта структура создана – догадаться нетрудно. Но чтобы  «семейные» обстоятельства не бросались в глаза, видимо и не опубликована сама программа.

       В заключение вернемся к конкурсу, организованному Грефом. Понятно, что при таких условиях, когда успех в конкурсе на лучшего заказчика, менеджера и пр. на практике зависит лишь от степени порядочности, точнее, непорядочности и коррупционных возможностей номинанта, предоставляющего данные в конкурсную комиссию, Дубна будет выигрывать любые конкурсы. Это будет длиться до тех пор, пока какая-нибудь шальная комиссия не заметит подлог и при этом не польстится на «тридцать сребреников». Судя по всему, формула «дал взятку и спи спокойно» пока сбоя не дает.



Сайт управляется системой uCoz