Кому в Дубне нужна особая экономическая зона?

 

      Тихий уют подмосковной Дубны и пока еще сохранившаяся интеллектуальная атмосфера явно не вписываются в амбициозные планы городской администрации по «переводу России на инновационный путь развития». Как из рога изобилия в кабинетах местных чиновников появляются один градостроительный план грандиознее другого. Правда, «инновационная» риторика постепенно уходит из лексикона чиновников городской администрации по мере исчерпания бюджетных средств, выделенных на развитие г.Дубны как наукограда. Начинается новая кампания борьбы за федеральные и региональные преференции и проходит она уже под другим флагом. Охотники до бюджетного пирога громко объявили: Россия должна занять достойное место на международном рынке программных продуктов (ИТ-технологий) и обогнать если не Индию, то хотя бы Израиль.

      А что же с наукой и инновациями, на развитие  которых была направлена Программа (основные направления) развития г.Дубны как наукограда РФ на 2001-2006г.г., утвержденная Указом президента РФ 20 декабря 2001г.? Неужели наукоград исчерпал весь свой «инновационный потенциал»? Судя по размеру государственных средств, истраченных на реализацию программы за 4 года – без малого миллиард рублей, если не технологический, то инновационный прорыв уж точно должен произойти. По крайней мере, большая часть из 60  проектов, о которых упоминается в наукоградской программе, наверняка реализована и новые высокие технологии работают на «инновационную экономику» страны. Увы, как не пытались независимые эксперты найти следы внедренных инноваций, но так и не нашли. Может, сданных под ключ объектов пока нет, но зато в полную мощь работает инновационный инкубатор и уже наплодил десятки малых инновационных фирм? Однако и эта «потемкинская стройка», на которую потрачено из бюджета почти 40 млн.руб., не дала возможности встать на ноги малому инновационному бизнесу. В том легко убедиться, заглянув на официальный сайт наукограда Дубна: в списке обосновавшихся на площадях инкубатора коммерческих структур вы не найдете ни одной инновационной. К малому бизнесу (например, такую корпорацию как «Люксофт») их тоже не отнесешь.

      Так куда же ушли сотни миллионов государственных преференций, предназначенных на развитие города как наукограда? Может на инфраструктурные проекты? Однако два монументальных ж/д вокзала – и те построены в основном на средства местного бюджета. Из федерального и областного бюджетов, если верить официальным отчетам, были профинансированы создание единой городской информационной среды и прочие мероприятия, связанные с информационными технологиями. Актуальность таких проектов не вызывает сомнений, но вряд ли эта быстро окупаемая отрасль экономики нуждается в прямых бюджетных инвестициях. По крайней мере такие затраты не столь актуальны в ряду других насущных проблем города. Пожалуй, лишь один  проект не вызывает у горожан сомнений в его полезности – это комплексный ремонт дорог и тротуаров. Однако  огромные затраты на эти работы трудно признать эффективными, поскольку асфальт и тротуарная плитка завозятся из соседних городов (немецкое оборудование своего асфальтового завода по дешевке продали на сторону), а выбор подрядчика и заключение с ним договора проходили на эксклюзивных, т.е. не на конкурсных условиях. При такой расточительности не приходится удивляться тому, что получив почти миллиард рублей из вышестоящих бюджетов, администрация умудрилась при этом еще и влезть в долги: на сегодняшний день только по коммерческим кредитам и бюджетным гарантиям долг города превысил  400 млн.руб.! И это не считая накопленных администрацией коммунальных долгов: только ядерному институту муниципальные учреждения задолжали более 150 млн.руб.

      Возникает закономерный вопрос: а не получится с новой идеей «фикс» также как и с наукоградской программой - шума много, а результатов не видно? Первые победные реляции по поводу создания в Дубне особой экономической зоны (далее – ОЭЗ) уже заставляют сомневаться в искренности намерений администрации действовать во благо города. Само участие Дубны в конкурсе  заявок на право создания технико-внедренческой зоны вызывает много вопросов, особенно по части прозрачности. В интервью газете «Площадь Мира» от 1 декабря 2005г. глава города Прох В.Э. заявил: «выиграть федеральный конкурс – дорогого стоит». Наверное, он не имел ввиду  стоимость услуг чиновников (о коррупции, царящей при проведении такого рода конкурсов, не писал только ленивый), а  хотел представить победу на конкурсе как результат аналитических способностей и менеджерских талантов его команды. В свое время победа чиновников в «кабинетной» борьбе за присвоение городу статуса наукограда была преподнесена так, словно речь шла о присвоении Дубне звания Города-героя. Хотя такой статус свидетельствует лишь о научном потенциале и высокой концентрации наукоемких производств на данной территории (все это было создано еще в советское время).

      Допустим, действительно конкурсная комиссия, под председательством министра МЭРТ Г.Грефа, высоко оценила степень проработанности дубненского проекта и его национальную значимость. Но почему же тогда процесс участия города в таком важном конкурсе проходил в условиях секретности,  сам проект создания ОЭЗ предварительно не был обнародован? Чего стоило, разместить информацию на официальном сайте наукограда, на создание и поддержку которого, кстати, истрачены сотни тысяч бюджетных средств? Похвастались бы перед горожанами своими аналитическими и менеджерскими способностями. Экономически обосновать проект национального масштаба – это действительно «дорогого стоит». Тем более оппозиция не дремлет и постоянно указывает чиновникам наукограда на очевидные провалы в управлении городским хозяйством. Но ничего для информирования граждан сделано не было. В результате закулисных интриг  получилось, как в популярной песне: «синий туман похож на обман».

      Любопытно, знает ли Герман Греф о том, что в Дубне еще 50 лет назад была создана большая площадка в сотни гектаров, на которой проводятся ядерно-физические исследования? Она получила название Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ). Причем эта градообразующая международная организация пользуется таможенными и налоговыми льготами, т.е. фактически имеет  статус «особой экономической зоны». В связи с этим можно представить удивление сотрудников ОИЯИ, узнавших из ленты новостей о том, что в Дубне, по словам министра, в ОЭЗ будут проводиться ядерно-физические исследования. А куда же тогда денется ядерный институт с его пятью тысячами ученых и специалистов?      

      Некоторые особо любознательные граждане г.Дубны не удовлетворяются рассказами чиновников о масштабных бюджетных вливаниях в экономику города, связанных со статусом ОЭЗ, и настойчиво пытаются выяснить: что  конкретно собирается внедрять администрация г.Дубны в технико-внедренческой зоне, где эта зона разместится и какую реальную пользу принесет городу? Среди массированного пиара, развернувшегося в местных СМИ, очень трудно выявить детали проекта. Но других возможностей нет. В уже упомянутом интервью газете «Площадь Мира» глава города утверждает, что все остается по-старому: на левом берегу будет строиться Российский центр программирования (РЦП) на 10 тысяч программистов (30 тысяч с семьями), на правом - разрабатываться ядерно-физические технологии (ранее мэр неоднократно заявлял, что под индустриальную зону в районе Нового шоссе будет вырубаться лес на площади более 100 га). Как стыкуются планы строительства РЦП с созданием ОЭЗ – ясности не прибавилось, но то, что реализация этих строительных проектов невозможна без масштабной вырубки леса, совершенно ясно – свободной территории в правобережной части города нет.

      Интригу добавляет тот факт, что среди победителей конкурса на создание технико-внедренческой зоны уже имеется проект организации ИТ-парка, представленный С.Петербургом. Получается, что из 70 заявок удовлетворены всего лишь шесть и среди них две - на создание центра программирования. Но конкуренты, которых обошла Дубна, об этом не знают. Они верят Грефу и считают, что в ОЭЗ нашего наукограда будут проводится «технико-внедренческие» мероприятия, соответствующие его профилю. Кто же сомневается в приоритете подмосковной Дубны в ядерно-физических технологиях и в национальном значении  дубненского проекта? Что будет потом, когда обман раскроется – покажет время. Но победителей, как известно, у нас не судят. На то, видимо, и расчет.

     Допустим, застройка поля под центр программирования в левобережной части города вызывает не так много вопросов: по крайней мере, на официальном сайте размещено описание проекта создания российского центра программирования (РЦП) и экологических проблем там пока не видно. Но в отношении правобережной части города, в которой расположен ОИЯИ, наблюдается такое нагромождение планов и проектов, что невольно закрадывается мысль: не хотят ли авторы специально запутать общественность, чтобы в «мутной воде поймать свою рыбку». В начале планировалось создать индустриальную зону по контракту с итальянцами. Затем технико-внедренческую зону, в которой будут разрабатываться ядерно-физические технологии. Если верить Проху В.Э., то все градообразующие предприятия города заявили о желании получить аккредитацию в ОЭЗ. Ранее в интервью «ПМ» от 24 ноября 2005г.  мэр нарисовал картину вовлечения в свои планы близлежащих поселений - Талдома, Кимр и Калязина с их рабочей силой, средне- и крупносерийным производством. «Запланировано обсуждение совместного участия этих территорий в развитии площадки технопарка в Дубне», - пишет газета со слов мэра.

      На кого рассчитаны подобные сентенции? Видимо, на тех, кто не читал ни закон об особых экономических зонах, ни другие положения, в соответствии с которыми была подана заявка на право создания ОЭЗ. Расчет делается на то, что чиновникам раскрученного наукограда поверят на слово. При внимательном изучении этих документов станет ясным, мягко выражаясь, необоснованность таких заявлений городского руководства (нормативные документы размещены на официальном сайте Федерального агентства по управлению ОЭЗ http://www.rosoez.economy.gov.ru/ru/). Аккредитацию в ОЭЗ могут получить только те предприятия, которые развернут производства в пределах земельного участка, выделенного под особую зону, и гарантируют собственную долю инвестиций в размере не менее 10 млн.евро! Сомнительно, чтобы дубненские и тем более талдомские предприятия располагали такими средствами. Остаются только иностранные инвесторы. Но им нужна полная прозрачность, а в этом режиме, как видим, администрация г.Дубны работать не привыкла.

      Одна неправда рождает другую. Стремясь получить доступ к федеральному и областному бюджетам, чиновники направили на конкурс, скажем так, не совсем правдивые документы по принципу: цель оправдывает средства. Напустили туману, прикрылись, как и в наукоградской программе, достижениями ученых-ядерщиков. Рассчитали, что с Дубной в этом направлении мало кто может конкурировать. Но когда дело дойдет до бюджетного финансирования, о физиках уже не будут вспоминать.  К такому выводу можно прийти не только логически. Научная общественность хорошо помнит: когда шел процесс присвоения городу статуса наукограда, в качестве приоритетного городского инновационного проекта  чаще всего упоминался метод протонной терапии онкологических заболеваний, разработанный в Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ. Когда же наукоградские деньги потекли в город рекой, об этом проекте просто забыли. Результат печален - фазотрон, на котором проводились онкологические исследования и лечение больных, постигла техногенная катастрофа в виду крайней изношенности оборудования. Дело дошло до такого казуса, что единственный транш в сумме 10 млн.руб., выделенный институту из наукоградских средств на исследования по ядерному синтезу, и тот засчитали как нецелевое расходование бюджетных средств. Кстати, относительно эффективности и целевого использования наукоградских субвенций совершенно неутешительные выводы сделали аудиторы Счетной палаты РФ, проводившие проверку в Дубне в 2003г. Однако их разгромный отчет (Бюллетень № 10 за 2003г.), очевидно, не заинтересовал команду Германа Грефа. Похоже, либералы в правительстве больше настроены на оценку новых планов и проектов, чем на анализ результатов ранее заявленных программ, на которые уже израсходованы миллиарды бюджетных средств. Судьба этих денег, как видно, никого не интересует.

      Ну да бог с ними, наукоградскими деньгами – государственное, значит ничье (такое отношение к федеральным субвенциям почти неприкрыто пытаются внушить дубненцам городские чиновники). Полюбопытствуем, какую пользу городу и ученым принесут новые грандиозные планы дубненской администрации и ее покровителей в высоких кабинетах? Пока кроме общих пафосных слов горожане ничего не слышат. Постоянно из уст чиновников звучит как заклинание: «городу надо развиваться». Но почему для этого обязательно строить новые производственные корпуса и вырубать леса – власти не объясняют. Кажется, мы еще в школе проходили: есть два пути развития экономики - интенсивный и экстенсивный. Администрация, не спросив у жителей, выбрала второй путь. При этом, населению  не потрудились объяснить, почему разорено и обанкрочено крупнейшее градообразующее предприятие города - Дубненский машиностроительный завод  и почему на его территории нельзя развернуть все то, что планируют сделать в зеленой зоне. Например, производство летательных аппаратов, которые завод всю жизнь выпускал. Наконец, почему огромная площадка ОИЯИ с ее развитой инфраструктурой не может использоваться для тех же «технико-внедренческих» целей?

      Как видим, эффективность и полезность новых планов и проектов администрации наукограда вызывают много вопросов, дивиденды от их реализации не очевидны. Но в нанесении городу ущерба, к сожалению, сомневаться не приходится. Как уже отмечалось, предстоит вырубка огромного лесного массива вдоль Нового шоссе площадью более 100 га. Это не просто лес, а санитарная зона ОИЯИ и других предприятий города, расположенных в промзоне завода «Тензор». Буквально в пяти шагах от предполагаемой «зоны» расположен ядерный реактор. Вряд ли об этом задумались члены конкурсной комиссии, проживающие далеко от Дубны и не несущие никакой ответственности за последствия своей рейтинговой оценки дубненской заявки. Между тем к другим заявкам подошли более внимательно. Например, всемирно известный концерн «Фольсваген», по словам Г.Грефа, проиграл конкурс на создание ОЭЗ только  потому, что не представил всех необходимых правоустанавливающих документов на землю под строительство завода. С учетом выше упомянутых особенностей территории будущей ОЭЗ можно предположить, что и дубненская администрация не имеет достаточных правоустанавливающих документов на землю, но ей почему-то сделали поблажку.

      По нашей информации, Совет депутатов г.Дубны не утверждал землеотвод и план вырубки леса под новые производства. Градостроительное решение такого масштаба, как уже неоднократно случалось, прошло мимо представительного органа местного самоуправления: насколько нам известно, не обсуждалось ни в депутатских комиссиях, ни на заседаниях Совета. Усугубляет ситуацию отсутствие Генерального плана развития города. Старый - фактически отменен в 2002г., когда состоялось официальное обсуждение населением нового Генплана, но последний так и не вынесен на окончательное утверждение Совета депутатов. Между тем, согласно ст.16 Устава города принятие планов и программ развития города находится в исключительном ведении Совета депутатов. Тоже самое касается и порядка распоряжения городскими землями. Жаль, что по правилам проведения конкурса на создание ОЭЗ не предусмотрена проверка и экспертиза представленных на конкурс материалов. В данном случае либералы почему-то забыли о гражданском обществе и его экспертном потенциале. Общественность города оказалась полностью отстраненной от экспертизы и оценки планов и программ местной администрации. В противном случае, перечисленных выше казусов и противоречий можно было избежать.

      Надо сказать, что знакомство с текстом заявки, представленной Дубной, было бы очень полезным для жителей города и по другой причине. Дело в том, что по правилам  оформления заявок на конкурс претендент должен представить информацию о социально-экономическом положении муниципального образования. Вопрос для Дубны не такой простой, как кажется: в последние три года дубненское отделение Мособлстата не получает муниципальный заказ на подготовку доклада о социально-экономическом положении города. Ранее такие доклады публиковались, на них опирался глава города в своих ежегодных отчетах. Теперь же население не имеет никакого доступа к статистической отчетности, да и Прох В.Э. перестал отчитываться перед населением. Не публикуются в полном объеме бюджеты города. Заканчивается 2005 год, но администрация не отчиталась за исполнение бюджета по итогам 9 мес. И понятно почему: в очередной раз, как и за первое полугодие, придется констатировать неисполнение бюджета, наличие бюджетного дефицита и астрономических долгов города, превышающих половину годового бюджета.  

      Согласно положению о проведении конкурса на создание ОЭЗ одним из критериев рейтинговой оценки экспертов является финансовая устойчивость местного бюджета – доля его участия в общих расходах на создание ОЭЗ прямо влияет на рейтинг заявки. Выше описанная картина финансовой «устойчивости» города вряд ли была доведена до сведения экспертов МЭРТ, т.к. не оставила бы никаких шансов на победу в конкурсе. Дубненцев также пытаются ввести в заблуждение.  Например, г-н Рябов Е.Б., директор наукоградской программы, на брифинге для журналистов сообщает, что на реализацию проекта ОЭЗ в первый год из федерального бюджета будет выделен 1 млрд.руб. и 600 млн.руб. из областного бюджета, но об участии городского бюджета умалчивает. И тоже понятно почему: бюджетные обязательства могут выдаваться только Советом депутатов, но представительный орган местного самоуправления не принимал никаких решений по данному вопросу. Тем не менее по последним данным (информацию приходится собирать по крупицам) в период 2006-2008г.г. администрация обязалась вложить в создание ОЭЗ собственные средства местного бюджета в сумме 505 млн.руб.  Откуда они возьмутся в дотационном и дефицитном бюджете города – непонятно.  

      Рассчитывать на референдум в условиях, когда важнейшая информация становится недоступной горожанам и даже депутатам, не приходится. Большинство дубненцев просто не верит в то, что наш город в обозримом будущем будет превращен в индустриальный и транзитный центр с двумя мостами через Волгу, а его население возрастет в полтора раза.  Надо сказать, такая позиция не лишена здравомыслия, поскольку за последние 15 лет в городе не было реализовано ни одного масштабного проекта, сколько-нибудь серьезно повлиявшего на  жизнь горожан. Тем не менее, первый этап создания ОЭЗ, в период которого начнется капитальное освоение  федеральных финансовых потоков (до частных инвестиций дело может и не дойти), достаточно реален. Строительные проекты традиционно выгоды чиновникам, распределяющим государственные и муниципальные заказы. Но для горожан ближайшая перспектива не такая радужная: в течение нескольких лет рабочие места, о которых печется администрация, получат в основном иногородние проектировщики (проектированием РЦП уже занимаются иногородние и даже иностранные фирмы), иностранные строители (гастарбайтеры) и лесорубы. Последние - тоже, очевидно, будут иногородними, поскольку у местных вряд ли поднимется рука на городской лес. В свое время, ради сохранения этих деревьев власти отказались от расширения городского кладбища. Таким образом, город будет находиться в условиях бесконечной стройки со всеми вытекающими негативными последствиями - некоторые из них дубненцы наблюдают уже сегодня: рост преступности, наркомании и т.п.

      Последние события еще раз заставили общественность Дубны задуматься над вопросами: Во имя чего горожане должны мириться с уничтожением окружающей их культурной и природной среды? До каких пор граждане будут наблюдать со стороны, как чиновники пытаются превратить  наукоград исключительно в источник своего благополучия, игнорируя законы и общественное мнение? Бюрократические игры скоро закончатся и начнутся необратимые процессы, грозящие гибелью уникальной дубненской природы и вымиранию коренного населения научного центра. Не пора ли, пока не поздно, прекратить этот произвол? В полной мере указанные претензии относятся и к федеральным ведомствам, проявляющим удивительную близорукость и доверчивость в вопросах распределения миллиардных инвестиций на реализацию проектов «национального масштаба». Такая позиция федерального центра, на наш взгляд, развращает местную власть и провоцирует коррупционное поведение чиновников всех уровней.

 

Экспертная группа.

 

Дубна, 7 декабря 2005г. 

 

                                                                                                                

Сайт управляется системой uCoz