Заключительный отчет

о выполнении проекта по гранту Фонда Евразия.

 

Название организации-грантополучателя: Общественное движение «Клуб избирателей г.Дубны».

Название проекта: Разработка и реализация комплекса мер по предупреждению коррупции в сфере управления муниципальной собственностью.

Номер гранта: М01-0402.

Период действия гранта: 18 июля 2001г.-31 августа 2002г.

Отчетный период: 18 июля 2001г.-30 июня 2002г.

 

I. Немедленные результаты.                                                                         

 

    1.Общественная и юридическая экспертиза местной нормативно-правовой базы г.Дубны, регулирующей имущественные и земельные отношения. Создание банка данных по НПА Подмосковья и анализ регионального опыта нормотворчества.        

   

    1.1.Аналитическая справка с выводами и предложениями по внедрению демократических правил и процедур, регламентирующих порядок отчуждения и передачи в пользование нежилых помещений и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Дубны.

      Аналитическая группа провела анализ действующей нормативно-правовой базы г.Дубны, регулирующей имущественные и земельные отношения. Главный вывод заключается в том, что в муниципальном образовании отсутствуют положения, устанавливающие порядок приватизации муниципального имущества, создание и ликвидацию муниципальных предприятий, сдачу в аренду земельных участков и др. нормативные акты, которые могли бы создавать препятствия коррупционному поведению чиновников в сфере управления муниципальной собственностью.

      По итогам работы аналитической группы составлена аналитическая справка с расчетами, выводами и предложениями, направленными на устранение пробелов в местной нормативной базе, регулирующей имущественные и земельные отношения. На основании экспертных оценок и расчетов, выполненных экспертами Клуба избирателей, в адрес главы города и председателя бюджетной комиссии Совета депутатов направлены предложения об увеличении неналоговых доходов бюджета на 2002г. от сдачи в аренду муниципального имущества с 3 млн.руб. до 20 млн.руб. Одновременно нами предлагается приостановить приватизацию муниципального имущества до принятия местного положения о приватизации муниципальной собственности.

     1.2.Аналитическая справка с выводами и предложениями по использованию нормативной базы муниципальных образований Подмосковья, регламентирующей имущественные и земельные отношения.

     Проектная группа составила банк данных по нормативным документам, разработанным в муниципальных образованиях Подмосковья по имущественным и земельным отношениям. Были  использованы личные контакты, электронная правовая база и ресурсы Интернет. Наиболее успешной, на наш взгляд, была поездка эксперта в г.Протвино, в результате которой удалось детально познакомиться с работой местной администрации, а также получить все необходимые документы, включая «Программу приватизации», «Положение о создании и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений» и др. По итогам работы проектной группы подготовлена аналитическая справка с выводами и предложениями по использованию нормативной базы городов Подмосковья

    

   

      2. Антикоррупционное нормотворчество (проектная работа).

    

     В рамках проекта экспертами Клуба избирателей были разработаны проекты двух нормативно-правовых актов:

·        Положение о порядке продажи (приватизации) муниципального имущества.

·        Положение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений.                                                                            

Первое Положение было принято в редакции, предложенной администрацией города, 23 мая 2002г. Второе – включено в план работы Совета депутатов на 2 кв.2002г.

В ходе работы над третьим документом – проектом Положения о порядке осуществления контроля за эффективным использованием муниципальной собственности -  выяснилось, что необходим целый пакет НПА, регулирующих вопросы муниципальной собственности, главным из которых является Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом. Существующее Положение о КУИ давно устарело и противоречит действующему законодательству. Вопросы обеспечения контроля за эффективным использованием муниципальной собственности должны включаться во все НПА из указанного выше пакета нормативных документов. Поэтому нами было решено больше уделить внимания очередному имущественному документу, актуальность которого не подлежит сомнению.

      По мнению экспертов Клуба избирателей, муниципальное имущество, переданное в доверительное управление частной коммерческой фирме без конкурса (в основном, крупные объекты торговли), используется крайне неэффективно и практически не приносит доходов в городской бюджет. Меры общественного давления на городские власти с подключением СМИ и прокуратуры заставили администрацию и Совет депутатов включить в план работы утверждение Положения о доверительном управлении. По итогам общественной экспертизы данного Положения 25.06.02г. в Совет депутатов направлены «Предложения и замечания по проекту Положения о порядке передачи в доверительное управление муниципального имущества города Дубна».

      11.10.01г. в Совет депутатов были внесены поправки к действующему Положению о порядке предоставления в аренду движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности г.Дубны. 14.11.2001г. Совет депутатов принял новую редакцию данного положения, в которой частично учтены замечания Клуба избирателей.

     Важное значение общественность города придает продвижению разработанного экспертами Клуба проекту Положения о порядке общественного доступа к официальным документам и на официальные заседания органов местного самоуправления г. Дубны. После проведения общественных слушаний проект в окончательном варианте был направлен в городской Совет депутатов и по инициативе депутатов опубликован в газете «Встреча» от 5.07.02г.

 

      3. Повышение осведомленности горожан относительно проблем, существующих в области управления муниципальным имуществом города Дубны.

     

     В период реализации проекта Клуб избирателей активно использовал возможности местных печатных СМИ для информирования граждан по тематике проекта. В газетах «Площадь Мира», «Встреча» и «Дубна: наука, содружество, пргресс» вышло  12 публикаций. Ниже приводится перечень опубликованных на платной и безвозмездной основе материалов:

·        «Обращение Клуба избирателей г.Дубны» по поводу незаконно объявленных аукционов по продаже объектов муниципальной собственности («ПМ» от 17.08.01г.).

·        Пресс-релиз проекта «Коррупция процветает там, где не действует закон и отсутствует гражданский контроль над деятельностью властей» («ПМ» от 23.10.01г.).

·        «Что обсуждает Клуб избирателей» («Встреча» от 12.10.01г.).

·        «Коррупция бьет по карману каждого из нас» («ПМ» от 23.10.01г.).

·        Объявления в газетах «ПМ» от 26.10.01г. и «Дубна» от 26.10.01г.

·        «Власть и гражданское общество – дорога с двусторонним движением» («ПМ» от 9.11.01г.).

·        «Нормотворчество и общественные инициативы» («ПМ» от 13.11.01г.).

·        «Что сулит нам «Прометей» («ПМ» от 16.11.01г.).

·         В газете «Дубна: наука, содружество, прогресс» от 22.02.02г. была опубликована информация о прошедших в Клубе избирателей общественных слушаниях по проекту «Положения о порядке общественного доступа к официальным документам и на официальные заседания органов местного самоуправления»

·        «Просто о сложном: наукоград, инвестиции, коррупция, выборы…» («ПМ» от 19.02.02г.).

·        В газете «Площадь мира» от 11.06.02 была опубликована информация пресс-службы Клуба избирателей г.Дубны под заголовком «Необходимо ограничить возможности чиновников произвольно и бесконтрольно распоряжаться муниципальными ресурсами». В публикации сообщается о прошедших общественных слушаниях по проекту НПА, о ходе выполнения мероприятий по антикоррупционному проекту Клуба избирателей и др. вопросах, рассмотренных на расширенном заседании Совета Клуба                                                         

Материалы, опубликованные в газете «Площадь Мира», размещены на ее сайте в сети Интернет.

      

       4. Повышение ответственности органов местного самоуправления за качество и эффективность принимаемых решений по использованию муниципального имущества.

 

     За отчетный период Клубом избирателей было направлено в органы местного самоуправления г.Дубны - 12, в федеральные органы власти - 6 обращений о нарушениях законодательства в сфере управления муниципальной собственностью. Получены ответы из городского Совета депутатов - 2, от главы города -  2, из прокуратуры Московской области – 3.           

      Председатель Совета депутатов и глава города в ответ на коллективное обращение общественных организаций города заверили о том, что будут приняты необходимые меры по обеспечению законности и сохранности городских территорий, имеющих историко-архитектурную ценность (исх.№162 от 08.02.02г.).

      В двух прокурорских ответах от 17.07.01г. и 01.10.01г., полученных после вмешательства ППП в ЦФО РФ Г.С.Полтавченко, признается правомерность большинства наших доводов о нарушениях законодательства и сообщается о принятых мерах. Тем не менее, реакцию прокуратуры на наши обращения еще нельзя назвать адекватной, поскольку о взыскании ущерба, нанесенного городу, вопрос даже не ставится, и по многим очевидным фактам злоупотреблений со стороны должностных лиц прокуратура отказывается принимать меры прокурорского реагирования.

Обращение Клуба избирателей в администрацию города от 13.11.01г. по увеличению доходов от использования муниципального имущества в бюджете на 2002 г. при утверждении плана по доходам учтено не было (учтено при корректировке бюджета). В декабре 2001 г. Клуб избирателей направил свои расчеты и аналитические материалы председателю депутатской комиссии по экономике Стефановой О.И.. Комиссия выборочно проверила 8 объектов из 400 и выявила упущенный доход в сумме более 3 млн.руб. за 2001 год только по этим 8 объектам муниципальной собственности. В решении депутатской комиссии от 06.02.02г., которое было направлено в Клуб избирателей, обращено внимание КУИ на невыполнение решений Совета депутатов по повышению эффективности использования муниципального недвижимого имущества и устранение нарушений в этой сфере.

19.04.02 главе города направлено письмо о нарушении прав граждан на информацию председателем КУИ Усовым А.А.. В установленный законом срок ответ от главы города не получен. Видимо, придется добиваться доступа к информации о муниципальной собственности в судебном порядке.

Получен ответ из прокуратуры Московской области от 12.04.02г. на наше обращение «О правонарушениях  в сфере управления муниципальной собственностью г.Дубны». Данный ответ, на наш взгляд, служит основанием для подозрений в преследовании корыстных интересов некоторыми должностными лицами прокуратуры. В связи с чем, нами направлено письмо Председателю Комитета по безопасности ГД ФС РФ А.И.Гурову с просьбой оказать поддержку нашим усилиях по противодействию коррупции.

В соответствии с проектом при Клубе избирателей был организован Консультационный пункт, однако оказание бесплатных юридических услуг населению оказалось нецелесообразным, поскольку в городе такого рода бесплатные услуги оказывают многие организации. Тем не менее, непосредственно по теме проекта были проработаны две жалобы от предпринимателей, связанных с нарушением их имущественных прав. Обе жалобы явились следствием отсутствия на тот период нормативных актов города, регулирующих имущественные и земельные отношения. Неправомерным действиям администрации города в отношении ООО «Наши услуги», учрежденного инвалидом 2-й группы А.П.Крупениным, экспертами Клуба дана правовая оценка. Подготовлена и направлена жалоба Уполномоченному по правам человека в Московской области.

 

      5. Методическое пособие, включающее информационно-аналитические и нормативно-правовые материалы по борьбе с коррупцией объемом до 150 страниц и тиражом не менее 200 экземпляров.

 

Подготовлен и издан сборник информационно-аналитических материалов под общим  названием «Противодействие коррупции: международный и российский опыт». Сборник содержит: определение коррупции, состояние борьбы с коррупцией, правовую базу и проекты антикоррупционных документов; разработки и аналитические материалы зарубежных и российских экспертов по борьбе с коррупцией; концепцию предупреждения коррупции силами гражданского общества; примеры общественных антикоррупционных инициатив и проектов, в том числе и материалы антикоррупционного проекта Клуба избирателей г.Дубны. Брошюра выпущена тиражом 200 экз. и объемом 100 стр. формата А-4. Проектом был предусмотрен объем до 150 стр., но в 2 раза меньшим форматом.

 

    II. Долгосрочные результаты.

 

     1.Устранение пробелов в действующем порядке управления муниципальной собственностью, создающих условия для возникновения коррупции и теневых доходов.

 

К первым ощутимым результатам нашей антикоррупционной  деятельности мы относим поворот в деятельности органов местного самоуправления г.Дубны  от распорядительно-распределительного принципа  управления муниципальными ресурсами к нормативно-правовому. К началу реализации проекта, по сути, единственным местным нормативным документом, регулирующим вопросы муниципальной собственности, было Положение об аренде имущества, выполнение которого, как выяснилось, никем не контролировалось. На 1 июля 2002 г. Советом депутатов под давлением общественности принято шесть НПА:

·        Новая редакция Положения о порядке предоставления в аренду движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности от 14.11.01.

·        Положение о порядке направления в местный бюджет доходов от использования муниципальной собственности и иных неналоговых доходов от 25.10.01.

·        Положение о порядке приватизации муниципального имущества г.Дубны от 23.05.02.

·        Временное положение о порядке предоставления в аренду земельных участков для осуществления деятельности на территории г.Дубны от 28.02.02.

·        Постановление главы города «Порядок оформления документов на земельные участки в г.Дубне» от 06.05.02.

·        Положение о доверительном управлении муниципальным имуществом г.Дубны (принято 18.07.02г.)

В план работы Совета депутатов на 2-й квартал 2002 г. включено утверждение еще   2-х НПА, регулирующих вопросы муниципальной собственности:

·        Положение о создании, реорганизации и ликвидации унитарных муниципальных предприятий и учреждений г.Дубны.

·        О перечне объектов муниципальной собственности г.Дубны.

Нормативно не отрегулированными остаются вопросы распоряжения (продажа) земельными участками городской территории. Благодаря вмешательству Клуба избирателей проект Временного порядка распоряжения земельными участками г.Дубны, представленный администрацией города в Совет депутатов, был отклонен как «сырой» и поверхностный документ, дающий возможность чиновникам произвольно и бесконтрольно распоряжаться участками городской территории. Однако, в нарушение закона и Устава города, данный нормативный документ 20.03.02 был утвержден главой города, минуя Совет депутатов. Впоследствии своим же постановлением от 06.05.02 г. глава города отменил незаконное решение, но при этом утвердил Порядок оформления документов на земельные участки в г.Дубне, в котором содержатся нормы, устанавливающие порядок продажи земельных участков. Указанные действия администрации города подтверждают наши опасения, что в условиях отсутствия реальных механизмов контроля над деятельностью местных властей, несовершенства законодательства о местном самоуправлении и традиционного нежелания бюрократии следовать общим правилам процесс продажи земли может выйти из правового поля и спровоцировать новую волну коррупции среди чиновников.

 

      2. Создание нормативной системы, обеспечивающей эффективное использование муниципальной собственности, ограничивающей возможности должностных лиц произвольно устанавливать условия сдачи в аренду муниципального имущества и предоставляющей равные условия для всех предпринимателей, использующих муниципальное имущество.

 

В новой редакции Положения об аренде муниципального имущества исключена норма, дающая Комитету по управлению имуществом произвольно устанавливать льготы для арендаторов. Усилены контрольные функции Совета депутатов за деятельностью администрации города по управлению и распоряжению муниципальной собственностью. В состав комиссии по проведению конкурсов и аукционов по продаже недвижимого имущества и сдачи в аренду муниципальных помещений включен депутат горсовета В.П.Николаев (член Совета Клуба избирателей).

      На расширенном заседании Совета Клуба, состоявшемся 27 мая 2002 г., отмечено, что персоналом проекта выполнен большой объем работы, в т.ч. и нормотворческой, но есть и нерешенные проблемы. Самым сложным является преодоление сопротивления чиновников и ряда депутатов мерам, направленным на усиление депутатского и общественного контроля за деятельностью городской администрации, особенно в экономической сфере. Особую озабоченность вызывает внедренная в городе система доверительного управления муниципальными объектами недвижимости торгового назначения. В результате заключения незаконных сделок по доверительному управлению в городской бюджет не поступили десятки миллионов рублей, полученных доверительным управляющим от сдачи в аренду муниципальных торговых и складских площадей. Кроме того, предприниматели, арендующие сданные в ДУ помещения, поставлены в неравные условия с другими арендаторами муниципального имущества, поскольку им установлены ставки арендной платы на порядок выше средних по городу. С принятием Положения о доверительном управлении, с проектом которого работали и эксперты Клуба избирателей, мы надеемся, указанные недостатки и нарушения будут устранены.

     Сам факт принятия Советом депутатов последних нормативно-правовых актов, регулирующих имущественные и земельные отношения, безусловно, является важным шагом на пути создания правовых механизмов предупреждения коррупции. Однако по своему содержанию данные нормативные документы, по мнению экспертов Клуба избирателей, еще требуют серьезной доработки. Многие положения носят отсылочный характер, формулировки расплывчатые, неконкретные, в связи с чем у чиновников остается еще много возможностей по своему усмотрению делить и распределять муниципальные ресурсы. А это создает условия для злоупотреблений и коррупции. Отсюда следует, что основная работа по совершенствованию местной нормативно-правовой базы еще впереди.

 

     3. Повышенная гражданская активность горожан, расширенное участие горожан в местном самоуправлении и контроле над решениями, принимаемыми органами местного самоуправления

 

Антикоррупционные инициативы Клуба избирателей были поддержаны лидерами и активистами областной общественной организации Женский информационно-образовательный центр «Стимула», дубненского отделения общественной организации «Женщины Подмосковья», дубненского филиала Российского фонда культуры, общественного движения «Зеленая Дубна» и др. Дважды были проведены общественные слушания по проектам нормативно-правовых актов, разработанных экспертами Клуба избирателей в рамках проекта, а также проведен научно-практический семинар.

     По инициативе Клуба избирателей и Института федерализма и гражданского общества г.Москва 30.10.01г. в Доме ученых ОИЯИ был проведен научно-практический семинар по теме «Участие структур гражданского общества в местном самоуправлении: теория и практика». На семинаре в числе докладчиков выступили директор проекта В.П.Николаев с докладом «Нормотворчество и общественная инициатива» и председатель Совета Клуба избирателей Б.В.Шестов с докладом «Практика участия общественности в местном самоуправлении: разработка мер по предупреждению коррупции в сфере управления муниципальной собственностью». В работе семинара приняли участие ученые-обществоведы ИФГО (академики РАЕН), лидеры общественных объединений, профсоюзных организаций, научная общественность г.Дубны, представители администрации города, журналисты.

     Всего в общественных слушаниях и семинаре, а также в обсуждении хода реализации проекта на расширенных заседаниях Клуба избирателей приняло участие 80 человек. Было внесено официально 12 развернутых предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и другим аспектам деятельности ОМС г.Дубны. На расширенных заседаниях Совета Клуба дважды заслушивался вопрос о ходе выполнения мероприятий по антикоррупционному проекту, было принято 6 решений с обращениями в адрес властей, непосредственно связанных с темой проекта.

В городских СМИ были опубликованы или озвучены материалы, в той или иной степени связанные с проектом (но не инициированные Клубом избирателей): в печатных СМИ – 5 публикаций, Дубненское телевидение 5 раз реагировало на публичные антикоррупционные акции Клуба избирателей.

Вместе с тем, следует признать недостаточную  активность граждан, проявленную в ответ на антикоррупционные публикации Клуба избирателей. В кулуарах и на общественных форумах граждане довольно активно обсуждали проблемы, поднятые Клубом, но в СМИ обращались крайне редко. Это связано, на наш взгляд, прежде всего, со спецификой темы проекта, которая является достаточно сложной для понимания и рискованной. Раньше эти проблемы в местных СМИ не поднимались, темы коррупции на местном уровне городские СМИ даже не касались.

      По техническим причинам не представляется возможным выделить количество посетителей сайта в Интернет газеты «Площадь Мира», непосредственно прочитавших материалы Клуба избирателей. В будущем необходимо открыть свою страницу в сети Интернет, а газету использовать для ее рекламы.

      Повышение просвещенности и активности граждан в делах местного самоуправления, формирование антикоррупционных настроений в обществе – эти задачи по-прежнему остаются актуальными и требуют сосредоточения совместных усилий общественности и независимых экспертов.

 

      4. Снижение количества нарушений законодательства в области управления муниципальной собственностью.   Увеличение доходов городского бюджета за счет повышения экономической эффективности использования нежилых помещений и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

 

     Обращения Клуба избирателей в прокуратуру Московской области, выступления в прессе, работа в депутатских комиссиях постепенно дают свои плоды. Хотя органы прокуратуры пока  признали лишь часть нарушений, касающихся неэффективного использования муниципальной собственности, тем не менее, в адрес администрации города направили представления об устранении нарушений по созданию хозяйственных обществ с муниципальной долей в уставных капиталах, по передаче муниципального имущества в оперативное управление частным коммерческим предприятиям, по организации доверительного управления и др. К сожалению, копии прокурорских представлений получить не удалось. В какой мере они выполняются – также не известно. Основная часть информации о деятельности органов местного самоуправления г.Дубны по-прежнему остается недоступной для общественности.

      Одним из грубейших нарушений законодательства, в частности, Бюджетного Кодекса РФ было не перечисление в городской бюджет доходов от доверительного управления муниципальным недвижимым имуществом. Ущерб, по оценке экспертов Клуба избирателей, составил за 3 года более 40 млн.руб.! В плане доходов бюджета на 2002 г. впервые появилась строка, в которой предусмотрены поступления от ДУ в сумме 2,5 млн.руб. План по доходам от сдачи в аренду имущества увеличен с 2,7 млн.руб. до 8 млн.руб. В итоге неналоговые доходы от использования муниципального имущества планируется увеличить в 4 раза по сравнению с 2001 г. В реальности, по нашим расчетам, доходы по указанным статьям возрастут минимум в 5 раз.

      Следует отметить существенный экономический эффект, достигнутый в результате вмешательства общественности в процесс приватизации нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Если раньше объекты торговли продавались в среднем по цене в эквиваленте 30-50 долл.США за 1 кв.м общей площади, то два последних аукциона по продаже помещений парикмахерской и магазина дали результат, достигший 400 долл.США за 1 кв.м. Хотя и в этом случае не обошлось без нарушений закона. Например, не является бесспорным выбор парикмахерской как объекта для приватизации, на один из аукционов «забыли» пригласить члена комиссии депутата В.П.Николаева, не опубликованы итоги аукционов.

      Таким образом, всего лишь частичное устранение нарушений законодательства и принятие антикоррупционных мер в сфере управления муниципальной собственностью, не требующих никаких затрат и инвестиций, приводит к повышению доходов бюджета на миллионы рублей.

      Менее исследованными и доступными для общественной экспертизы и анализа остаются земельные отношения в городе. Вопросы повышения эффективности использования городских земель остаются открытыми и требуют внимательного изучения с учетом положений нового Земельного Кодекса РФ.

 

      5. Усиление правовой  защищенности и юридической информированности  граждан.

 

      Консультационный пункт, организованный в рамках проекта, по уже названным выше объективным причинам занимался в  основном юридическим консультированием участников проекта. Тем не менее, удалось добиться определенного результата по жалобе предпринимателя Крупенина А.П. на неправомерные действия администрации города, незаконно лишившей его места для размещения торгового павильона. Юристами Клуба избирателей была дана правовая оценка незаконных действий администрации города в отношении ООО «Наши услуги», оформлены и направлены письма в надзорные органы и в итоге прокуратура города направила представление в адрес главы города о незаконности решений, ущемляющих права инвалида труда, ветерана Крупенина А.П.

      Работа с жалобой Крупенина А.П. вскрыла целый клубок проблем, связанных с неурегулированностью земельных отношений в городе и явилась толчком к срочному принятию органами местного самоуправления г.Дубны временных положений, устанавливающих порядок управления и распоряжения земельными участками городской территории.

 

       6. Репликация методики в других районах Московской области.

 

      Наряду с отчетом о выполнении данного проекта опыт антикоррупционной деятельности Клуба избирателей г.Дубны представлен в брошюре «Противодействие коррупции: международный и российский опыт». 30% объема сборника составляют материалы антикоррупционного проекта Клуба избирателей. Сборник распространяется в том числе и среди актива подмосковных НКО.

 

       7. Дополнительная информация.

 

     В ходе реализации проекта внимание депутатов было привлечено и к другим пробелам в нормативной базе города. Осенью 2001г. депутатской комиссией по экономике были существенно переработаны предложенные администрацией города проекты городских нормативно-правовых актов «О муниципальном заказе» и «О конкурсе на выполнение муниципального заказа». Эти документы регулируют вопросы организации конкурсов на закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд. Проведение таких конкурсов повышает эффективность использования бюджетных средств, создает препятствие коррупции. В состав городской конкурсной комиссии Совет депутатов направил члена совета Клуба избирателей Николаева В.П.  В 2001г. не было проведено ни одного конкурса, несмотря на требование Бюджетного Кодекса РФ. Уже первый конкурс в мае 2002г. на право поставлять продукты питания для городского лагеря школьников принес положительные результаты: стоимость дневного набора продуктов питания на  одного школьника была снижена почти в  2  раза  (запрашивали 120 руб. в результате конкурса получилось 62 руб.).

     В период реализации проекта Советом депутатов города было принято положение «О бюджетном процессе», регламентирующее процедуру рассмотрения проекта  бюджета города.

 

      III. Показатели реализации проекта.

 

            А. Необходимые показатели.

·  Распространение продукции средств массовой информации: виды, тираж и объем  (местные, региональные, национальные и международные):

публикации в городских газетах: общий объем – 12, тираж – 3500-8500 экз.

сборник информационно-аналитических материалов: объем – 100стр. формата А-4, тираж – 200экз.

·  Внедрение новых методик, моделей, технологий, инструментов, их виды, число и объем:

анализ эффективности использования муниципальной собственности с оценкой ущерба городскому бюджету и обоснованием выводов о наличии признаков коррупции и теневых доходов – аналитическая записка на 10 стр. (выполнена в ходе реализации 1 этапа проекта, распространена и включена в сборник – на 2 этапе проекта);

анализ нормативно-правовой базы, регулирующей имущественные и земельные отношения в г.Дубне, с выводами и предложениями по устранению условий, способствующих возникновению коррупции в сфере управления муниципальной собственностью – аналитическая справка на 7 стр.;

анализ действующего законодательства, регулирующего имущественные и земельные отношения на федеральном, региональном и муниципальном уровне, изучение опыта нормртворчества муниципальных образований Подмосковья – аналитическая справка на 6 стр.;

разработаны 3 проекта новых нормативно-правовых актов города и поправки к 3 предложенным проектам общим объемом на 31 стр.

·  Привлеченные ресурсы (денежные и натуральные); их источник и масштаб (местные, национальные, международные):

собственные средства в виде трудового вклада добровольцев, амортизации оборудования и других ресурсов Клуба избирателей – 9770 долл.США,

средства международного Фонда Евразия – 17998 долл.США.

·  Количество новых коалиций, партнерств, и/или примеров взаимовыгодного сотрудничества: 7.