Пресс – релиз.

 

Коррупция процветает там, где не действует

закон и отсутствует гражданский контроль над деятельностью властей.

 

     Проведение демократических и экономических преобразований в постсоветской России наряду с позитивными переменами имеет и ряд негативных тенденций, которые в условиях неразвитого гражданского общества создают угрозу основам конституционного строя. Серьезную опасность представляет коррупция, по масштабам которой Россия оценивается как одна из самых неблагополучных стран в мире. Новое российское законодательство призвано защитить общество от коррупции, однако на практике во многих случаях оно не дает желаемого эффекта, поскольку недостаточно учитывает сложности и противоречивости общественных отношений, в которых бюрократия по-прежнему стремится все делить и распределять. Особенно сильны эти негативные проявления на местном уровне. Местная власть, сформированная нередко из представителей бывшей партийной номенклатуры, по старой устоявшейся привычке не терпит ни политической, ни экономической конкуренции, демонстрирует низкую правовую культуру и неуважение к демократическим ценностям.

       Введение в РФ института местного самоуправления – одно из реальных достижений переходного периода. Однако законодательство о местном самоуправлении, на наш взгляд, не защищает общество от коррупции и нуждается в серьезном реформировании. Проблема состоит в том, что в законах о местном самоуправлении заложены лишь принципы местного самоуправления, а регламентация деятельности органов местного самоуправления (далее – ОМС), разработка правил и процедур принятия решений на местном уровне и даже финансовый контроль отданы на откуп муниципальным властям. При этом не предусмотрен механизм принуждения ОМС к принятию необходимой нормативной базы. Указанное обстоятельство дает широкие возможности муниципальным чиновникам бесконтрольно и по собственному усмотрению  распределять финансовые и материальные ресурсы, что не может не провоцировать коррупционное поведение и в конечном итоге наносит ощутимый моральный и материальный ущерб местным сообществам.

      Наряду с распределением бюджетных средств мощной питательной средой для коррупции является сфера административных услуг по управлению муниципальной собственностью. До последнего времени деятельность администрации губны по управлению и распоряжению объектами нежилого фонда и земельными участками городской территории, находящимися в муниципальной собственности, была практически недоступна для контроля не только со стороны общественности, но даже депутатов городского Совета. Население не информируется о планах приватизации, о конкурсах и аукционах по продаже муниципального имущества, о составе арендных площадей и мн.др.  Одной из основных причин такого положения является отсутствие полноценной нормативно-правовой базы, устанавливающей правила и процедуры приватизации и передачи в пользование муниципальной собственности, а также определяющей порядок контроля за ее эффективным использованием. Необходимость принятия подобной нормативной базы продиктована не только здравым смыслом, но прямо следует из ст.8 закона «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области» от 10.07.96г. В законе приводится перечень нормативно-правовых актов, которые должны приниматься органами местного самоуправления для регулирования отношений в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью. Это нормы, регулирующие порядок разработки и утверждения программы приватизации муниципального имущества, внесение вкладов в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ, создание муниципальных предприятий и др. Из 13 перечисленных в областном законе нормативных положений в губне принято лишь одно (по крайней мере, известное общественности). Оно касается сдачи в аренду муниципального недвижимого имущества.

      Почему не выполняется указанный выше закон Московской области? Этот вопрос следует адресовать прежде всего комитету по управлению имуществом губны (КУИ), поскольку по закону именно на этот орган возлагается обязанность подготовки проектов нормативных документов, устанавливающих порядок отчуждения и передачи в пользование муниципального имущества. Однако дубнинский КУИ вместо выполнения своей основной задачи занялся распродажей и даже бесплатной раздачей муниципального имущества, в то время как законодательством РФ функцией продавца государственного и муниципального имущества наделены специализированные фонды имущества, а не КУИ. Такой фонд в Дубне был создан в 1994г., а затем по распоряжению мэра ликвидирован. Это ошибочное решение городского руководства привело к тяжелым последствиям для городской экономики.

      В конце 2000г. экспертами и аналитиками Клуба избирателей была подготовлена «Аналитическая записка об эффективности использования муниципального имущества (нежилого фонда) в губне», в которой сделан вывод о том, что «установленный порядок заключения сделок по отчуждению и передаче в пользование муниципального нежилого фонда противоречит действующему законодательству и создает условия для злоупотреблений, коррупции и теневых доходов». Например, разброс арендных ставок на торговые площади, установленных КУИ, колеблется в пределах от 1 руб. до 500 руб. за 1 кв в месяц, что не поддается экономическому обоснованию и здравому смыслу. Цена продаж объектов торговли также не укладывается в рыночные критерии, например, два магазина, расположенные в одном районе проданы по цене:  один – в эквиваленте 46 долл США, другой – 380 доллША за 1 кв.м общей площади. Значительная часть муниципальных площадей и вовсе отдана в безвозмездное пользование частным коммерческим структурам и без согласования с представительным органом местного самоуправления. Согласно расчетам, приведенным в аналитической записке, упущенный доход от неэффективного использования муниципального имущества составляет до 30% годового бюджета города. Такова цена вопроса предотвращения коррупции в сфере управления муниципальной собственностью.

      Таким образом, заполнение вакуума в местной нормативно-правовой базе, регулирующей имущественные и земельные отношения, и усиление гражданского контроля над деятельностью муниципальных властей в данном направлении позволит не только снизить возможности для коррупции, но и достигнуть реального экономического эффекта, отвечающего жизненным потребностям членов местного сообщества.

       В настоящий период Клуб избирателей работает над проектом, целью которого является разработка и внедрение системы мер, направленных на повышение  эффективности управления муниципальной собственностью путем создания механизмов, препятствующих возникновению коррупции в сфере имущественных и земельных отношений. Планируется разработать и осуществить мероприятия, направленные на устранение пробелов в местной нормативно-правовой базе, создающих условия для коррупции, усиление мер  гражданского контроля над деятельностью муниципальных властей по управлению муниципальной собственностью, повышение просвещенности и информированности граждан по проблемам предотвращения коррупции. Мы надеемся, что муниципальная собственность реально станет экономической основой местного самоуправления и будет приносить доходы в городской бюджет, превышающие уровень текущих поступлений в десятки раз. Этот прогноз подтверждается расчетами, уже выполненными в ходе реализации первого этапа проекта.

      При Клубе избирателей организована служба правовой помощи, которая оказывает бесплатные юридические услуги гражданам, отстаивающим свои имущественные права и интересы. Свое мнение по затронутой выше проблеме жители города могут сообщить по горячей линии на Интернет-сайте газеты «Площадь Мира» (поиск через сайт губны), или по телефонам 63690, 66765.

Пресс-служба Совета общественного движения «Клуб избирателей губны».

18 сентября 2001г.

 

      



Сайт управляется системой uCoz